Леонтий Кипрский
Лео́нтий Ки́прский (Λεόντιος τῆς Κυπρίων νήσου; Леонтий Неапольский, Λεόντιος Νεαπόλεως) (7 в.), византийский писатель, епископ Неаполя (ныне Лимасол) на о. Кипр.
Сведения о жизни практически отсутствуют. Детали биографии были неизвестны уже в конце 8 в.: участники II Никейского (VII Вселенского) собора 787 г. (см. в статье Вселенские соборы) цитировали богословские сочинения Леонтия, но ошибочно относили время его жизни к эпохе императора Маврикия. В научной литературе (Krueger. 1996. P. 15–16) встречается утверждение, что Леонтий участвовал в поместном I Латеранском соборе в Риме (649), однако весьма вероятно, что за подписью «Леонтий, епископ Неаполя» скрывается не агиограф Леонтий Кипрский, а некий не известный по другим источникам епископ Неаполя в Италии.
Самое популярное в Византии сочинение Леонтия – «Дополнения к житию Иоанна Милостивого» (Εἰς τὰ λειπόμενα τοῦ βίου τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν καὶ ἀρχιεπισκόπου Ἀλεξανδρείας Ἰωάννου τοῦ Ἐλεήμονος, около 641–642) – написано по поручению архиепископа Аркадия I, в 625/626–641/642 гг. предстоятеля Кипрской церкви. Главный герой, Александрийский патриарх Иоанн V (610–619/620), как и сам Леонтий, был уроженцем Кипра и незадолго до смерти вернулся на родину после завоевания Египта персами летом 619 г. (см. в статье Ирано-византийские войны 5–7 вв.). Произведение Леонтия, известное по меньшей мере в четырёх редакциях, было призвано упрочить почитание Иоанна V в его родном г. Амафунта и возвысить пошатнувшийся из-за компромисса с монофелитами авторитет Аркадия I. В основу сочинения положено несохранившееся жизнеописание святителя, созданное Иоанном Мосхом и Софронием Иерусалимским. «Дополнения к житию Иоанна Милостивого» имеют сложную повествовательную структуру, которая позволяет повысить доверие читателя к рассказу: повествователь выведен скорописцем, лишь фиксирующим слова очевидца событий архидиакона Мины (скорее всего, полностью вымышленного). Милосердие патриарха Иоанна, которое прославляет агиограф, – это прежде всего щедрость и забота о бедняках. Приёмы изображения героя, изобретённые Леонтием, заложили основы традиции рассказа о святых-милосердцах и неоднократно воспроизводились в византийской агиографии («Житие Филарета Милостивого» начала 9 в. и др.). Леонтий умело сочетал разные регистры греческого языка, допуская намеренное просторечие в диалогах героев, что должно было приблизить сочинение к широкому читателю. Текст сохранился во множестве списков, переведён на латынь Анастасием Библиотекарем (до 867); в 8–9 вв. выполнены сирийский, грузинский, арабский и славянский переводы.
Герой другого произведения Леонтия («Жизнь и житие аввы Симеона Юродивого», Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ἀββᾶ Συμεὼν τοῦ διὰ Χριστὸν ἐπονομασθέντος Σαλοῦ; русский перевод С. В. Поляковой 1972, Д. Е. Афиногенова 1995), преподобный Симеон (6 в.), благодаря аскезе достиг высших степеней духовного совершенства и вернулся в мир, чтобы посредством агрессии и намеренной провокации – сознательного нарушения всех общепринятых норм поведения – привести к Богу жителей Эмесы (ныне г. Хомс, Сирия). «Жизнь и житие аввы Симеона Юродивого» – первое в византийской литературе пространное рассуждение о подвиге юродства. Впоследствии авторы житий юродивых, например анонимный автор «Жития Андрея Юродивого» (10 в.), вступали с Леонтием в творческий диалог. Надёжная датировка сочинения невозможна, оно могло быть создано как до, так и после «Дополнений к житию Иоанна Милостивого». Основным источником «Жизни и жития аввы Симеона Юродивого» послужила «Церковная история» Евагрия Схоластика. Возможно, создавая образ Симеона, Леонтий опирался на античные анекдоты о философах-киниках, но их влияние не было определяющим. Произведение написано живым языком, изобилует эпизодами, рисующими быт христианских общин Сирии и Египта до арабского завоевания 630–640-х гг.
Из «Дополнений к житию Иоанна Милостивого» известно, что Леонтий также составил жизнеописание святого Спиридона Тримифунтского. Предположительно, речь идёт об анонимном житии Спиридона, дошедшем в рукописи 11 в. Laurentianus Plutei 11.9 (русский перевод 2008).
Частично сохранилось богословско-полемическое сочинение Леонтия «Против иудеев» (Κατὰ Ἰουδαίων), которое могло быть создано в связи с проводившейся императором Ираклием I в 630-е гг. политикой насильственного крещения иудеев. Дошедшие фрагменты содержат богословские аргументы в защиту иконопочитания и использовались православными полемистами в период иконоборчества (726–843).