Лениниана в изобразительном искусстве
Лениниа́на в изобрази́тельном иску́сстве, произведения официальной живописи, скульптуры, графики, фотоискусства СССР и стран социалистической ориентации, посвящённые жизни, деятельности и наследию В. И. Ленина.
Лениниана была эффективным средством прославления Ленина и мифологизации его образа, освещая различные его грани – сурового революционера, вождя пролетариата, покровителя народа, чуткого к его нуждам, доброго друга детей и т. д.
Составляла часть государственной пропаганды.
Важное место в лениниане занимала монументальная скульптура: от заложивших основы иконографии Ленина творений Н. А. Андреева и С. Д. Меркурова до чаще всего стандартных по формальному решению бесчисленных памятников в городах СССР и дружественных стран (например, первый в ГДР памятник на заводе VEB в Кёнигзе в Тюрингии, 1951, скульптор И. Ф. Рогге, ныне в Немецком историческом музее, Берлин).
Ключевые мастера ленинианы в живописи – И. И. Бродский, В. А. Серов, А. М. Герасимов, Д. А. Налбандян. Каноническими стали графические портреты работы Н. А. Андреева: один из них воспроизведён в торце станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина» в технике флорентийской мозаики (1-я половина 1960-х гг.). Для изображения вождя также использовались техники мозаики из смальты, витража, фрески. Образ Ленина широко разрабатывался в книжной иллюстрации, агитационном плакате, дизайне почтовых марок, в фотографии (П. А. Оцуп, В. К. Булла, М. С. Наппельбаум), в народных промыслах (палехская миниатюра).
С 1970-х гг. лениниана как явление и термин приобрела благодаря соц-арту также и ироническое измерение.