Кронауэр Бригитта
Крона́уэр Бриги́тта (Brigitte Kronauer) (29.12.1940, Эссен – 22.7.2019, Гамбург), немецкая писательница.
В конце Второй мировой войны 1939–1945 гг. вместе с матерью и братом жила у родственников в озёрном крае Зальцкаммергут (Австрия), затем вернулась с семьёй в Рурскую область. Отец, прокурист торгового предприятия, воевал на восточном фронте (вернулся из советского плена в 1948). Детство и юность Кронауэр провела в Бохуме и Аахене.
Изучала германистику, социологию и педагогику в университетах Кёльна и Аахена. В 1963–1971 гг. работала учительницей в Аахене и Гёттингене.
В 1974 г. переехала в Гамбург; вместе с мужем, критиком-искусствоведом и педагогом Армином Шрайбером (род. 1938), и художником Д. Асмусом (род. 1939) основала Dreibein Verlag (издательство «Треножник»).
Ранние творческие опыты Кронауэр относятся к школьным годам, когда отец из-за неразборчивого почерка дочери заставлял её практиковаться в чистописании: сначала она переписывала чужие тексты, затем стала создавать собственные.
Первые книги – сборники рассказов «Неотвратимый ход вещей» («Der unvermeidliche Gang der Dinge», 1974), «Революция имитации» («Die Revolution der Nachahmung», 1975), «Об общении с природой» («Vom Umgang mit der Natur», 1977) – отличаются ослабленным сюжетом. Произведения строятся как моментальные снимки повседневной жизни: домашние хлопоты, разговоры с соседями и др. Бóльшая часть рассказов впоследствии вошла в сборник «Узорчатая ночь» («Die gemusterte Nacht», 1981).
Название дебютного романа Кронауэр – «Госпожа Мюленбек в келье» («Frau Mühlenbeck im Gehäus», 1980) – отсылает к гравюре А. Дюрера «Святой Иероним в келье» (1514), иронически подчёркивая мнимую защищённость заглавной героини. Бесконечные истории о своей жизни, которые домохозяйка Мюленбек рассказывает молодой учительнице, вызывают у той все больше вопросов о смысле собственного существования. Так, на примере двух женщин показаны противоположные модели жизни: с одной стороны – наивная и ограниченная, ориентированная на традиционный уклад, с другой – философски осмысленная, полная рефлексии и наблюдений.
Следующие три романа – «Рита Мюнстер» («Rita Münster», 1983), «Конный лучник» («Berittener Bogenschütze», 1986) и «Женщина на подушках» («Die Frau in den Kissen», 1990), названные Кронауэр трилогией, – отличаются погружённостью персонажей в мир повседневности. Заглавная героиня «Риты Мюнстер» – одинокая женщина, переживающая кризис идентичности. Пытаясь противостоять бессобытийной действительности, она с пристальным вниманием наблюдает за окружающими людьми. В основе романа «Конный лучник» переживания литературоведа, исследователя творчества Дж. Конрада, у которого, как и у сломанной китайской фигурки лучника на коне, нарушена связь «головы» и «тела»: герой страдает от несоответствия желаемого и реальности, и лишь оказавшись в безлюдной долине в Италии, он обретает способность воспринимать внешний мир непосредственно. Героиня романа «Женщина на подушках» бóльшую часть времени проводит в постели, предаваясь грёзам и фантазиям. «Путешествия» на подушках в разные части света, в земные недра и космос позволяют ей обрести ощущение безграничной свободы.
Центральная тема романа «Чёртов мост» («Teufelsbrück», 2000; премия И. Я. К. фон Гриммельсгаузена, 2003) – любовь в разных её проявлениях (эротическое влечение, зависимость, творчество и др.). Героиня, от лица которой ведётся повествование, в течение девяти вечеров рассказывает воображаемой слушательнице о вспыхнувшей страсти к незнакомцу в торговом центре, всё больше теряя связь с реальностью. Для романа характерны многочисленные аллюзии на произведения немецких романтиков, в том числе на сказку «Золотой горшок» (1814) Э. Т. А. Гофмана.
Восприятию и интерпретации героями повседневной жизни посвящены романы: «Стремления к музыке и горам» («Verlangen nach Musik und Gebirge», 2004; Бременская литературная премия, 2005), «Застенчивые убийцы» («Errötende Mörder», 2007), «Два чёрных охотника» («Zwei schwarze Jäger», 2009), «Болтовня и толкотня» («Gewäsch und Gewimmel», 2013), «Шейх Аахена» («Scheik von Aachen», 2016).
В последнем произведении Кронауэр, романе «Прекрасное, потрёпанное, шаткое» («Das Schöne, Schäbige, Schwankende», 2019), повествуется о писательнице, временно живущей в доме орнитолога. Вместо задуманного романа героиня сочиняет 39 комических, «прекрасных, потрёпанных, шатких» новелл, пронизанных птичьими метафорами и символами полёта.
Для творческой манеры Кронауэр характерны: интертекстуальность, ослабленная событийность, мозаичность и субъективность повествования.
Автор сборников статей и эссе о литературе и искусстве: «Жаворонок в воздухе и в гнезде» («Die Lerche in der Luft und im Nest», 1995), «Пустыня и её пророк. О людях и образах» («Die Einöde und ihr Prophet. Über Menschen und Bilder», 1996), «Двойственность» («Zweideutigkeit», 2002).
Член Немецкой академии языка и поэзии (1988).
Премии Генриха Бёлля (1989), Йозефа Брайтбаха (1998), Георга Бюхнера (2005), Жан Поля (2011), Томаса Манна (2017).
Награждена орденом Максимилиана «За достижения в науке и искусстве» (2016).