Критика консерватизма
Кри́тика консервати́зма, общее наименование для всего массива критических суждений в адрес идеологии консерватизма, включая в том числе и самокритику консерватизма (маргинальное значение: прояснение оснований). Критика консерватизма как идеологии подразделяется, во-первых на критику со стороны других идеологических направлений и, во-вторых, внутреннюю критику.
Со стороны либерализма основная линия критики состоит в признании консерватизма нечувствительным к проблематике эмансипации, утверждению свобод как привилегий. Социалистические линии критики акцентируют преимущественно две составляющие: во-первых, принципиальное утверждение неравенства, во-вторых, связь с конкретными интересами. При этом подчёркивается, что консерватизм оказывается поддержкой ныне господствующих групп и классов, поскольку даже в тех случаях, когда выступает формой сопротивления господству (например, крестьянский консерватизм), лишён направленности в будущее.
Общее направление критики консерватизма с начала 19 в. определяет суть этой идеологии как утверждение наличного порядка вещей, невзирая на возможную несправедливость или неразумность последнего. Устойчиво отмечается реактивный характер консервативной идеологии, негативная зависимость от других идеологий.
Критика консерватизма зачастую обращает внимание, что консерватизм апеллирует прежде всего к аффектам страха, тревоги, делает акцент на несовершенстве человеческого познания, делая из этого скептический вывод. При этом, согласно критикам, консерватизм склонен отсылать к «здравому смыслу», противопоставляя его эпистемологически усложнённым процедурам, опирается на предрассудки и одновременно подпитывает их. Риторика консерватизма критикуется как внутренне противоречивая: она одновременно апеллирует к авторитетам и ставит под сомнение научное, экспертное знание, утверждая непредсказуемость будущего и отсюда делая вывод о необходимости избегать перемен.
Критики отмечают склонность консерватизма использовать органическую или органицистскую метафорику, тяготеть к холизму, иррационализму, а также объявлять некоторые ценности вечными, традиционными и т. д. Указывается, что «традиции», которые претендует защищать консерватизм, носят признаки эпохи модерна и имеют конструктивистский характер и тем самым противоречат его собственным установкам.
Из числа внутренних линий критики консерватизма следует выделить направление, критикующее интерпретирование консервативных принципов и позиций в социальном и политическом ключе с точки зрения их социального и политического значения; взаимно-критический характер носят т. н. «романская», ориентированная на рационализм, и т. н. «романтическая» версии консерватизма 19 в. Как подвид внутренней критики консерватизма следует рассматривать реакционную критику, восходящую к Ж. де Местру, утверждавшему, что безрассудно даже стремление вернуться к старому порядку после Французской революции, поскольку именно старый порядок породил революцию. Реакционная критика зачастую видит в консерватизме изменённую форму либерализма, т. е. подмену отвержения базового принципа модерна и направления перемен исключительно дискуссиями об их темпе.