Ковнир Степан Демьянович
Ковни́р Степа́н Демья́нович (Степан Демьянович Ковнер; Степан Дем'янович Ковнір; предположительно, настоящая фамилия Кришталевский; в крещении Стефан) (около 1709, местечко Воронков Переяславского полка Киевской губернии, Русское государство, ныне село Воронков Бориспольского района Киевской области, Украина – не ранее 1786, Киев), зодчий. Прозвище Ковнир (Ковнер) получил от укр. ковнiр (буквально – воротник).
Версия о рождении Ковнира в 1695 г., господствующая в литературе, основана на неверной интерпретации его слов о возрасте из его прошения от 14(25) февраля 1785 г. о дозволении принять монашеский постриг: на то время ему было не 90 лет, как полагали исследователи, а менее («Лет имею отроду до девятидесяти») (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 послушническ. Д. 16-к. Л. 4; прошение Ковнира издано И. Б. Гиричем в 1994 – Доношение… С. 380; фотокопия документа воспроизведена О. В. Ситкарёвой в 2009). В том же «доношении» он заявлял, что его отец – польский шляхтич Демьян Ковнер (в 18 в. ударение при произнесении фамилии, очевидно, падало на первый слог). Однако согласно исследованиям В. А. Шиденко 1980-х – 1990-х гг. на базе материалов Центрального государственного исторического архива Украины (ЦГИАК), в 1766 г., во время генеральной переписи населения в Киеве, было зафиксировано, что зодчий родился в Воронкове в семье «посполитого» (Крайняя. 2014. С. 179) – лично свободного – малороссийского крестьянина, занимавшегося каменным делом. До конца жизни оставался неграмотным.
Не ранее 1738 г. пришёл из села Гвоздов Киевской губернии (ныне Обуховского района Киевской области) и поселился у своей сестры, Анны, среди каменщиков (среди них были и его родственники) Печерского местечка (ныне в составе Киева), являвшегося владением Киево-Печерской лавры. Добровольно стал подданным лавры, но не нёс никаких повинностей и выполнял строительные заказы на договорной основе. В определении Духовного собора лавры 1760-х гг.: «Он (хотя жительством находится на земле Лавры Киево-Печерской в числе подданных) по малороссийским волностям не крепостной, но свободный человек...» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 30. Ч. 2. Л. 209).
В лавре он работал более 40 лет – в частности, под руководством Г. И. Шеделя и И. Г. Григоровича-Барского и совместно с ними. В начале 1740-х гг. участвовал в строительстве Большой лаврской колокольни (по проекту Шеделя; высота 96,5 м); в 1750-х – 1760-х гг. – в перестройке и декорировании Успенского собора лавры (в том числе в создании новых фигурных фронтонов). В 1744–1745 гг. (возможно работы продолжены в 1760-е гг. – 1773) Ковнир объединил здание пекарни (2-я половина 17 в.) и монашеские кельи (1-я половина 18 в.) в единый корпус (с 1930-х гг. известен как Ковнировский), с парадными сенями и живописной композицией фигурных и треугольных фронтонов (восстановлен в 1958–1963; с 1969 Музей исторических драгоценностей Украины). Построил на территории лавры: колокольни на Дальних (не позднее 1754–1761; высота 41 м) и Ближних (около 1760 – 1763; высота 27 м) пещерах, здание переплётной мастерской (1757–1777), «трапезную кухню» (1762; восстановлена после пожара в 1952–1957). Использовал архитектурные элементы и орнаменты в стиле украинского барокко, но вопрос о его собственном архитектурном почерке и создании собственных проектов остаётся открытым (архитектурные проекты, подписанные Ковниром, не известны).
В 1749 и 1760-х гг. привлекался руководством лавры к осуществлению проекта по укреплению оползневых склонов в районе пещер, в 1770 г. рассматривался в качестве руководителя работ по ремонту стен обители.
В 1749 – начале 1750-х гг. принимал участие в строительстве Андреевского собора в Киеве (по проекту Б. Ф. Растрелли и под руководством И. Ф. Мичурина, в строительной команде бригадного генерала И. М. Власьева). За руководство в 1755–1756 гг. возведением Кловского дворца на лаврском подворье в Киеве (по проекту Г. И. Шеделя; ныне Музей истории Киева) Ковнир получил звание каменных дел мастера. Поздние сведения о том, что мастер был учеником П. И. Неелова, неверны.
Во 2-й половине 1750-х гг. создал команду около 200 каменщиков, многие из которых стали самостоятельными зодчими. С ними он построил пятиглавый собор Святых Антония и Феодосия Печерских (1755–1758) с отдельно стоящей колокольней (1758–1760; не сохранилась) в Василькове, колокольню Братского Богоявленского монастыря на Подоле в Киеве (1756–1759, автор проекта, предположительно, И. Г. Григорович-Барский; не сохранилась) и церковь Святой Троицы (1763–1767, расширена в 19 в.) в приписанной к лавре Китаевской пустыни (ныне Свято-Троицкий Китаевский монастырь); около 1760 г. «поправил» Вознесенскую церковь (1701–1705; разобрана около 1798) бывшего Вознесенского женского монастыря в Печерском местечке (в 1712 переведён на Подол).
В 1757 г. за работу в лавре получил в пользование земельный участок на реке Ореховатка близ Киева, с плотиной и мельницей. В 1760–1785 гг. был ктитором церкви Спаса Преображения на Берестове (в 1760 принимал участие в создании нового иконостаса, разобран в 1860-е гг.).
В своём «доношении» в лавру в 1785 г. Ковнир указал, что родился в селе Гвоздов в семье польского шляхтича, что «приобучивши себя при строениях лаврских каменщицкому мастерству, производил оное елико мог с усердием к лавре святой. Был в строениях болшой колоколни, ключни, трапезной кухни, Клова, на Далней и Ближней пещерах колоколен, в Китаевской пустыне и в местечку Василкове божиих церквей, в поправлении от бывшего пожара типографии. И все прочии многоразличные внутрь и вне лавры строения ж каменные по указанию от ее исправлял, будучи настоящим мастером, в каковых трудах от молодых лет всю жизнь мою, даже до конечной и видимой несостоятельности провождал, о чем и лавре не безызвестно есть» (Доношение… С. 380).
В 1785 г. стал послушником больничного Троицкого монастыря, расположенного на территории Киево-Печерской лавры. Решение обосновал тяжестью мирской жизни («в мире жить весьма невыгодно») и желанием провести достойно старость, обязался уплатить вперёд на несколько лет подушную подать (введена в Малороссии в 1783) (Доношение… С. 380).
Судьба после упразднения в 1786 г. в ходе секуляризации больничного Троицкого монастыря неизвестна.
Был трижды женат.
В честь Ковнира названа улица в Киеве.