#Искусство и архитектура УкраиныИскусство и архитектура УкраиныИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура УкраиныИскусство и архитектура УкраиныНайденo 9 статейЖивописцыЖивописцы Замирайло Виктор ДмитриевичЗамира́йло Ви́ктор Дми́триевич (1868–1939), украинский и российский живописец и график. В живописи и станковой графике разрабатывал символистскую тематику, трактуя её в сказочно-фантастическом ключе, с мотивами сна, наваждения («Колдовство», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Ведьма», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург; серия «Capricci», 1908–1918, и др.). Выполнял росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1890).Сценографы Петрицкий Анатолий ГалактионовичПетри́цкий Анато́лий Галактио́нович (1895–1964), украинский сценограф, живописец, график. Народный художник СССР (1944). Оформлял спектакли театров Харькова («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, 1925, Украинская столичная опера; ныне – Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко), Москвы («Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука, 1939, Малый театр), Киева («Тарас Бульба» Н. В. Лысенко, 1954, Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко). Автор картин («Инвалиды», 1924; «Не сад – город Киев», 1961; обе – в Национальном художественном музее Украины, Киев), плакатов, книжных иллюстраций. Преподавал в Киевском художественном институте (1946–1950; профессор с 1947). Сталинские премии 2-й степени (1949, 1951). Награждён орденом Ленина (1960).Графики Зубрицкий НикодимЗубри́цкий Никоди́м [ум. 1724(?)], украинский гравёр. В 1688–1724 гг. исполнил свыше 400 ксилографий на евангельские и библейские сюжеты для различных изданий, а также иллюстрации к Новому Завету (гравюры на меди и на дереве, 1717). Обращался к светским темам: «Освобождение Почаевского монастыря от осады турок… в 1675 г.» («Осада Почаева турками», офорт, 1704).Живописцы Падалка Иван ИвановичПа́далка Ива́н Ива́нович (1894–1937), украинский живописец и график. Член Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ, 1925–1932). Один из главных представителей украинского авангардизма. Автор произведений станковой («Атака Красной конницы», 1927, Национальный художественный музей Украины, Киев) и монументальной (фрески в Краснозаводском театре в Харькове, 1933–1935; уничтожены) живописи, иллюстраций (к «Слову о полку Игореве», акварель, тушь, 1928). Преподавал в Харьковском (1925–1934) и Киевском (1934–1936) художественных институтах.Архитекторы, градостроители Ковнир Степан ДемьяновичКовни́р Степа́н Демья́нович (около 1709 – не ранее 1786), зодчий. Со 2-й половины 1750-х гг. именовался каменных дел мастером. Свыше 40 лет был задействован руководством Киево-Печерской лавры на строительных, ремонтных и реконструкционных работах в монастыре (Успенский собор, колокольни, хозяйственные здания, погреба и др.), главным образом по проектам других архитекторов. Руководил строительством Кловского дворца в Киеве (1755–1756, по проекту Г. И. Шеделя), собор Святых Антония и Феодосия Печерских в Василькове (1755–1758), церковь Святой Троицы в Китаевской пустыни (1763–1767). Использовал архитектурные элементы и орнаменты в стиле украинского барокко.Графики Щирский ИванЩи́рский Ива́н (в монашестве Иннокентий) (около 1650 – после 1714), мастер резцовой гравюры. Прежде чем стать монахом Киево-Печерской лавры (1697), работал в Вильно (ныне Вильнюс; до 1682), Чернигове (с 1683), Киеве (1687), Москве (1688–1689), Любече (с 1690). Сохранилось 28 гравюр на аллегорическую и религиозную тематику [аллегорическая гравюра к сочинению Лазаря (Барановича) «Благодать и истина» с изображениями в том числе царевича Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны, 1683], интерес к передаче пространства и объёмности формы в которых демонстрирует переход от средневекового искусства к искусству Нового времени.Живописцы Таран Андрей ИвановичТара́н Андре́й Ива́нович (Андрій Іванович Таран) (1886–1967), российский и украинский живописец-монументалист, мозаичист, педагог. Учился в Пензенском художественном училище у К. А. Савицкого (1900–1906), в мастерской Д. Н. Кардовского в Санкт-Петербурге (1906–1909), в Париже в Академии Рансон у М. Дени, П. Серюзье, Эдуара Вюйара (1909–1912). В 1912–1914 и 1921–1923 гг. в Санкт-Петербурге (Ленинграде); художник-мозаичист (1913–1914), глава монументальной мастерской (1921–1923), профессор живописного факультета (с 1922) Академии художеств (Вхутемас), директор музея художественной культуры (см. в статье Институт художественной культуры, 1921–1923). Создатель и руководитель мозаичной и фресковой мастерской в Псковской художественно-промышленной школе имени Н. Ф. Фан дер Флита (1914–1921). В 1923–1940 гг. в Киеве; профессор Киевского художественного училища. Член Ассоциации революционного искусства Украины (1925–1927), Объединения современных художников Украины (ОСХУ, 1927–1932). С 1940 г. в Ленинграде; работал в мозаичной мастерской Академии художеств (в том числе выполнял работы для московского метрополитена).Творческие союзы, ассоциации, объединения Ассоциация революционного искусства УкраиныАссоциа́ция революцио́нного иску́сства Украи́ны (АРИУ, Асоціація революційного мистецтва України), творческий союз, объединявший художников разных направлений. Основан в 1925 г. в Киеве, филиалы располагались в Харькове, Одессе, Екатеринославле (ныне Днепропетровск), в Донбассе. Среди членов: М. Л. Бойчук, И. И. Падалка, Д. Д. Бурлюк, В. И. Касиян и др. В установки объединения входило повышение уровня художественной культуры на Украине, внедрение искусства в быт, приоритет монументальной живописи перед станковой, равноправие прикладного и изобразительного искусства. С 1927 г. в ассоциации доминировала концепция Бойчука (т. н. бойчукизм), состоявшая в попытке создания самобытного национального украинского искусства, ориентированного на византийскую и древнерусскую монументальную живопись и иконопись, украинский лубок. С 1930 г. союз существовал только формально, официально распущен в 1932 г.Живописцы Селезнёв Иван ФёдоровичСелезнёв Ива́н Фёдорович (Іван Федорович Селезньов) (1856−1936), российский и украинский живописец, педагог. Учился в Императорской академии художеств (1872−1881). В 1882 г. за картину «Князь Дмитрий Юрьевич Красный в летаргическом сне» награждён большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку (Рим, 1883–1886). С 1886 г. в Киеве. Создавал работы на историческую и жанровую («Последний аккорд», 1885, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник) тематику, портреты («Портрет художника Ф. И. Данилова», 1905); участвовал в восстановлении фресок 12 в. в Кирилловской церкви в Киеве. Преподавал в Киевской рисовальной школе имени Н. И. Мурашко (1886–1890), Киевском политехническом институте (1898–1920), Киевском художественном училище (с 1901; директор в 1911–1914). Среди учеников – П. В. Митурич, И. И. Падалка.