Копытов Игорь Григорьевич
Копы́тов И́горь Григо́рьевич (Igor G. Kopytoff) (16.4.1930, Мукден, Маньчжурия, ныне Шэньян, Китай – 9.8.2013, Филадельфия, штат Пенсильвания), американский антрополог, африканист, специалист по этнографии и географии Сибири. Родился в русской семье. Образование получил в Шанхае: начальное во французской школе имени Жанны д’Арк, среднее в английской школе имени Святого Франциска Ксаверия. В 1948 г. с родителями и братом переехал в Чили, в 1950 г. – в Танганьику, в 1951 г. – в Эванстон (штат Иллинойс), когда семья получила вид на жительство в США. Учился антропологии в Северо-Западном (1955) и Пенсильванском университетах (1958).
Первые научные исследования И. Г. Копытова были посвящены этнографии и географии Восточной Сибири и основывались на изучении научной литературы. За работу «Вынужденная аккультурация в двух сибирских племенах» он получил диплом бакалавра с отличием, в том же году увидела свет его единственная монография «Самоеды» (1955). Магистерская диссертация Копытова «Культурные и экологические ареалы Северной Азии» (1957) была посвящена развитию той же проблематики, однако в дальнейшем его интересы сосредоточились на Африке. В 1960 г. он защитил диссертацию (Ph. D.) по антропологии на тему «Религия суку» в Северо-Западном университете, где обучался у профессора М. Херсковица. Работа стала результатом полевых исследований, проведённых в 1957–1959 гг. в юго-западном Бельгийском Конго среди небольшого народа суку. Копытов также изучал мбато южного Кот-д‘Ивуара (1964) и агем / вум западного Камеруна (экспедиции 1969 и 1971).
Научная карьера И. Г. Копытова 45 лет была связана с факультетом антропологии Пенсильванского университета (1962–2007; профессор с 1977), где он встретил и свою будущую жену Барбару Кламон-Копытофф (1938–1999), внёсшую важный вклад в научное осмысление относительности расовых категорий даже в кодифицированном законодательстве – тематика, близкая интересам самого Копытова. От их брака, счастливо продолжавшегося 31 год до её смерти, родилась дочь Лариса. По её воспоминаниям, учёный много времени и усилий отдавал чтению лекций в качестве приглашённого профессора в различных университетах и колледжах Европы и Северной Америки (Калифорнийский университет, Школа восточных и африканских исследований в Лондоне, Монреальский университет и др.), а семья неизменно следовала за ним.
На V Международном конгрессе антропологии и этнологии в Филадельфии (1956) И. Г. Копытов познакомился с Д. А. Ольдерогге, на VII Конгрессе в Москве (1964) выступил с докладом «Теоретический анализ ведовства в юго-западном Конго». Результатом контактов с отечественными учёными стала рецензия (1963) на книгу «Народы Африки», опубликованную в Москве в 1954 г. под редакцией Ольдерогге и И. И. Потехина. Однако дальнейшее сотрудничество с советскими африканистами было затруднено из-за политической конъюнктуры, хотя Копытов продолжал выступать на различных конференциях, коллоквиумах и круглых столах по всему миру и состоял в переписке с Ольдерогге и Н. Б. Кочаковой.
И. Г. Копытова интересовали самые глубокие проблемы современности, среди которых формирование и давление стереотипов на идентичность, этногенез и социокультурное пограничье. Даже короткие его тексты насыщены аналитикой, за которой стояли годы упорной работы мысли. Его основное научное наследие сосредоточено в нескольких десятках научных статей, самые значимые из которых не раз включались в многотиражные сборники и учебники по антропологии, экономике и истории. Так, статья «Предки как старейшины в Африке» (1971) выдержала три переиздания, а статья «Культурная биография сущностей: превращение в товар» (1986) – девять, включая переводы на иностранные языки. Если первая поставила под сомнение адекватность использования в научных исследованиях термина «культ предков», то вторая указывала на относительность идентичности в современном обществе, где любые отношения могут приобретать оттенок коммерции, в отличие от общества традиционного. Идя путём «аналогии между тем, как общества конструируют индивидов, и тем, как они конструируют предметы», Копытов показал, что «индивиду, который не вписывается в заданные рамки, либо навязывается специфическая идентичность (сакральности, опасности, или обе), либо он просто изгоняется» (Kopytoff. 1986. Р. 89–90).
Сам учёный из-за своих русских корней испытывал в США давление этнокультурных стереотипов на личность, как это хорошо видно из его полемики с редакцией журнала American Ethnologist (1978). Его главный редактор Ричард Фокс не только не принёс извинений за искажение смысла некоторых фраз в статье Копытова «Матрилинейность, резидентность и резидентные зоны» (1977) при публикации, но и в ответ на его письмо, корректно разъясняющее причины происшедшего, попытался выставить учёного как человека плохо владеющего английским языком и даже недалёкого. В этой связи неслучайно и тиражирование в интернете фотографий Копытова (со стаканом виски и др.), отражающих американские стереотипы о русском «алкоголизме» и «бескультурье».
В 1977 г. И. Г. Копытов совместно с историком С. Майерс выступил редактором сборника «Рабство в Африке: историческая и антропологическая перспективы». Сочетание методов двух научных дисциплин, характерное для мышления Копытова и русской этнографической традиции, позволило по-новому раскрыть некоторые аспекты работорговли на Африканском континенте. Близкой проблематике (взаимовлияния культур и этнических стереотипов) был посвящён и следующий сборник под его редакцией: «Африканское пограничье: воспроизводство традиционных африканских обществ» (1987), который получил американскую премию Choice Outstanding Academic Book 1987 (c 2000 – Choice Outstanding Academic Titles) за выдающийся вклад в научное знание. Граница между этническими сообществами раскрыта в нём как один из существенных, системообразующих элементов этничности, однако не только с точки зрения разграничения территории и сфер влияния, но и отграничения своего пространства идентичности от чужого. Формированию этнической идентичности и проблеме этногенеза в целом была посвящена и одна из последних работ Копытова (2002), в которой он ввёл разделение на относительную и абсолютную этнификацию – кодирование в рамках этнической классификации онтологических сущностей. Если относительная этнификация необходима для понимания того, как этническая идентичность может меняться в зависимости от контекста, то абсолютная – соответствует «некоей целостности, внутри которой полностью совпадают язык, культура, происхождение, политическая принадлежность и даже характерные черты физического облика». Учёный охарактеризовал «абсолютную этнификацию» как один из вариантов «западного понимания этничности», сформированного в отвлечённо-теоретическом плане и привнесённого в африканское общество. Напротив, относительную этнификацию он сблизил с пониманием трайбализма как «гибкого, видоизменяющегося в зависимости от ситуации», порождающего несколько «уровней идентичности» (Копытов. 2002. С. 246–247). Историко-антропологический подход Копытова выгодно отличался от стадиальных или инструменталистских трактовок трайбализма как негативного наследия африканского прошлого.