Контактная сварка
Конта́ктная сва́рка, осуществляется нагревом металлов при протекании электрического тока в зоне контакта сдавливаемых (под действием внешней механической силы) деталей.
При контактной сварке детали собирают внахлёстку или встык, сжимают с силой электродами, к которым подключён источник электрической энергии. По виду сварного соединения различают контактную сварку: точечную, при которой сварное соединение (точка) получается между торцами электродов, подводящих ток и передающих усилие сжатия; рельефную – сварное соединение образуется на отдельных участках, обусловленных формой поверхности одной из свариваемых деталей; шовную – сварка листов (деталей), перемещающихся со скоростью , происходит между вращающимися дисковыми электродами; стыковую – детали сваривают по всей площади касания. При точечной, рельефной и шовной контактной сварке детали нагреваются током до образования зоны взаимного расплавления; при стыковой контактной сварке торцы соединяемых деталей оплавляются (сварка оплавлением) или нагреваются до температуры, близкой к температуре плавления (сварка сопротивлением), в результате последующего сдавливания (осаживания) сварное соединение образуется по всей плоскости касания. Контактной сваркой соединяют детали из стали, железоникелевых, никелевых, титановых, алюминиевых, магниевых и медных сплавов. Толщина свариваемых листов может составлять от 0,02 до 20 мм, площадь стыковых соединений от 0,01 до 100 000 мм2. Контактную сварку осуществляют на контактных сварочных машинах, содержащих электрические и механические части, а также аппаратуру управления. Используются источники питания переменного тока промышленной частоты, низкочастотные, постоянного тока, конденсаторные, переменного тока повышенной частоты (инверторного типа). Трансформатор сварочной машины понижает напряжение источника питания до 1–20 В. При контактной сварке используют электроды из сплавов меди для сжатия деталей и подвода к ним тока силой 1–200 кА. Сила сжатия 0,01–100 кН создаётся пневмогидроприводом, сервоприводом или рычажно-пружинным механизмом. Ток длительностью от 0,001 до 10 с включается контакторами с электронным управлением. Выпускаются стационарные, передвижные и подвесные контактные сварочные машины. Контактная сварка широко применяется в автомобиле-, вагоно- и самолётостроении, строительстве, в приборостроении и микроэлектронике (для монтажа и герметизации полупроводниковых элементов и интегральных схем), а также при сооружении трубопроводов и бесстыковых железнодорожных путей, при изготовлении инструментов, герметичных ёмкостей, баков и др.