Контактная сеть
Конта́ктная сеть, комплекс устройств для передачи электроэнергии от электрических станций через тяговые подстанции к электрическому подвижному составу – электровозам, моторным вагонам, трамваям, троллейбусам и др. Контактная сеть является частью тяговой сети и для рельсового электрифицированного транспорта обычно служит её фазой (при переменном токе) или полюсом (при постоянном токе). Другой фазой (или полюсом) для подвижного состава является рельсовая цепь. Передача электроэнергии выполняется через токоприёмники движущегося электроподвижного состава, скользящие (или катящиеся) по проводу воздушной контактной подвески (на магистральных железных дорогах, на трамвайных и троллейбусных линиях, на линиях, обслуживающих карьеры и рудники) или контактному рельсу (главным образом в метрополитене).
Контактный провод – основной элемент воздушной подвески, входящей в состав контактной сети магистральных железных дорог. Кроме того, в неё входят:
несущий трос, к которому с помощью струн подвешивается контактный провод;
усиливающий и экранирующий провода;
поддерживающие и фиксирующие устройства;
изоляторы и консоли;
компенсаторы натяжения проводов;
различная арматура.
На перегонах контактная подвеска крепится к опорам, установленным вдоль пути, а на станциях, как правило, к поперечинам – жёстким (металлическая конструкция) или гибким (система тросов), проходящим над несколькими станционными путями. На железных дорогах России обычно применяют опоры стандартной длины – 10, 12, 15 и 20 м. Необходимое качество токосъёма при движении поездов обеспечивается соответствующей конструкцией токоприёмников, материалом и сечением контактных проводов, их взаимным расположением.
Контактная сеть предназначена для работы на открытом воздухе и подвержена воздействию климатических факторов (изменение температуры, солнечная радиация, гололёд, дождь, иней, содержащиеся в воздухе загрязнения и др.), а также тепла, выделяющегося при протекании тягового тока по элементам сети, и механических нагрузок со стороны токоприёмника. От надёжной работы контактной сети зависят максимальные скорости движения, безопасность работы электрифицированного подвижного состава, защита пассажиров от вредных влияний.