Константин I (митрополит Киевский)
Константи́н I (ум. 1159, Чернигов), русский церковный деятель, богослов, митрополит Киевский (1155–1159); русский святой. По происхождению грек.
Биография
Хиротонисан в Константинополе осенью 1155 г. патриархом Константином IV Хлиарином. Поставление, скорее всего, произошло по просьбе киевского князя Юрия Владимировича Долгорукого, не признавшего киевского митрополита Климента Смолятича. В то же время в современной историографии высказана точка зрения о том, что Константин был наречён митрополитом ещё до обращения Юрия Долгорукого (Виноградов. 2018. C. 134). 26 января 1156 г. Константин выступил с речью на соборе в Константинополе, посвящённом пониманию таинства Евхаристии.
Прибыл на Русь, по-видимому, в конце весны 1156 г. В Киеве его торжественно встретили архиереи, не признававшие митрополита Климента Смолятича: епископ Полоцкий Косма и епископ Смоленский Мануил. По-видимому, сразу после возведения на митрополичий престол провёл собор, на котором предал анафеме Климента Смолятича и умершего киевского князя Изяслава Мстиславича, низложил ставленников предыдущего митрополита и благословил на киевское княжение князя Юрия Долгорукого. Возможно, тогда же был переосвящён кафедральный Софийский собор в Киеве. Диаконам, подписавшим осуждение Климента Смолятича, сан был сохранён [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2. 1998. Стб. 485]. По мнению А. Ю. Виноградова и М. С. Желтова, покаявшиеся священники и диаконы были заново рукоположены новым митрополитом (Виноградов. Правовые акты. 2019. C. 40–42).
В 1156 г. митрополит выделил отдельную Галицкую епархию из состава Владимиро-Волынской епископии, т. к. владимиро-волынский князь Мстислав Изяславич не признал Константина I и принял митрополита Климента Смолятича. Константин I поставил галицким епископом Косму (возможно, перевёл из Полоцка), лишил ростовской кафедры епископа Нестора и возвёл на неё грека Леонтия II (1156). Рукоположил Аркадия, избранного в Новгороде в 1156 г. с участием веча, в епископа Новгородского (10 августа 1158); Василия – в епископа Переяславля (Русского) (1156/1157), Антония Гречина – в епископа Черниговского (не позднее 1159). Возможно, хиротонисал Георгия в епископа Туровского.
В 1157 г. Константин I с духовенством ходатайствовал перед киевским князем Юрием Долгоруким не выдавать бывшего князя звенигородского и галицкого Ивана Ростиславича Берладника галицкому князю Ярославу Владимировичу Осмомыслу и сложившейся вокруг него коалиции князей (ПСРЛ. 1998. Т. 2. Стб. 488). Вероятнее всего, участвовал в отпевании и погребении Юрия Долгорукого в пригородной княжеской резиденции Берестово под Киевом (май 1157).
В декабре 1158 г. удалился в Чернигов в связи с оставлением Киева князем Изяславом Давыдовичем. Вплоть до своей кончины жил при дворе черниговского князя Святослава Ольговича.
Занявший Киев 22 декабря 1158 г. владимиро-волынский князь Мстислав Изяславич пригласил на княжение своего дядю – смоленского князя Ростислава Мстиславича. При этом племянник и дядя радикально расходились во взглядах на то, кто должен возглавлять Русскую митрополию: Мстислав Изяславич поддерживал Климента Смолятича, Ростислав Мстиславич – Константина I. После переговоров между князьями было принято компромиссное решение – просить в Константинополе о поставлении нового предстоятеля Русской Церкви.
Перед смертью составил духовную грамоту, повелев вынести после кончины своё тело за стены города, что было выполнено черниговским епископом Антонием. Спустя три дня по распоряжению князя Святослава Ольговича тело было внесено в город и погребено в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, рядом с могилой князя Игоря Ольговича (ПСРЛ. Т. 25. Москва ; Ленинград, 1949. С. 66–67; см. также: ПСРЛ. Т. 1. 1997. Стб. 349).
Сохранилась печать, атрибутируемая с наибольшей вероятностью Константину I. На одной стороне изображён поясной образ Богоматери, на другой – греческая надпись «+Σφρα[γ]ις προεδρου [Ρ]ωσιας Κων[στ]αντινου» («Печать проедра Росии Константина») (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Москва, 1970. С. 49; № 49. С. 175, 253).
Канонизация
Канонизирован Русской Православной Церковью (почитание прослеживается только с 17 в.). Дни памяти: 5 июня ст. ст. (в один день с благоверным князем Игорем Ольговичем) и в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).