Кондуйский дворец
Ко́нду́йский дворе́ц (Кондуйский городок), дворцовый ансамбль времени Монгольской империи (13–14 вв.), примерно в 7 км к югу от современного села Кондуй (Борзинской район, Забайкальский край, Россия). Территория центрального комплекса с расположенным посередине дворцом вытянута по меридиональной оси, ограничена воротами с юга и павильонами с севера (3 постройки), запада и востока (по 2 сооружения); ворота и северные павильоны ориентированы перпендикулярно основной оси. К западу, востоку и северу от этого комплекса находились жилые и вспомогательные постройки, связанные с усадьбами представителей знати, жилищами ремесленников, земледельцев и обслуги. Общая площадь памятника около 120 га, протяжённость с севера на юг около 900 м, с запада на восток примерно 1400 м. Кроме того, в 4 км к северо-востоку от центрального комплекса обнаружены печи для обжига черепицы и кирпичей, а в 16 км к северо-востоку, в пади Могойтуй, – каменоломни.
Первый план остатков ансамбля зафиксирован на чертеже, в 1817 г. переданном П. К. Фроловым в Императорскую публичную библиотеку. В 1818 г. Г. И. Спасский опубликовал описание «городка» в журнале «Сибирский вестник», в статье «Памятники древности в Сибири северной и восточной». Ф. И. Бальдауф упомянул о «дворе» царя или князя близ Кондуя в поэме «Авван и Гайро» (1834). Небольшие раскопки здесь производили А. И. Павлуцкий в 1860-х гг. и А. К. Кузнецов в 1889 г., масштабные исследования в 1957–1958 гг. провёл С. В. Киселёв. В 2015–2019 гг. археологические работы на памятнике проводил Н. Н. Крадин.
Обращённый на юг крестообразный в плане дворец располагался на двухметровой искусственной платформе с двумя террасами. Обе террасы были вымощены кирпичным полом, их подпорные стенки также облицованы кирпичом. Деревянные балюстрады на обеих террасах были покрыты красным лаком. Балюстрады крепились к гранитным плитам, а на нижней террасе – дополнительно к гранитным блокам с изваяниями голов драконов с лицевой стороны (по внешним углам – с протомами драконов ). Предположительно, общее количество таких скульптур достигало 124. Пять выстланных кирпичом пандусов в 2 марша каждый вели к нижней и верхней террасам (по 2 с востока и запада, 1 – с юга; с северной стороны пандус отсутствовал).
Дворец состоял из нескольких частей: аванзала, центральной части с т. н. залом приёмов, жилых покоев или вспомогательных помещений. Полы были выстланы кирпичом. Перекрытия помещений опирались на поставленные на гранитные базы деревянные колонны и вмурованные в толщу стен деревянные столбы (стены, видимо , состояли из каменного облицованного кирпичом низа и деревянного верха). Колонны центральной части дворца были обёрнуты грубой тканью и покрыты красным лаком, а стены украшали изображения животных и фантастических существ. Четырёхскатные крыши всех частей дворца были крыты черепицей без поливы, с золотисто-жёлтой, зелёной и красной поливой; над черепицей возвышались глиняные скульптуры фениксов, химер, человеческих фигур в буддийском одеянии; коньки украшали протомы крылатых драконов. Наличие драконов и золотого цвета свидетельствует о том, что дворец принадлежал членам императорской (ханской) семьи.
В ходе раскопок на территории памятника найден богатый материал, представленный в основном обломками глазурованных керамических строительных материалов: кирпича и кровельной черепицы, фрагментов украшений интерьера, облицовочных плит и кровельной скульптуры, глазурованной посуды.
Дворец был построен в синкретичной монгольско-китайской традиции; он находит аналогии в дворцовых комплексах столицы империи Юань Шанду (Кайпин). Учитывая, что территория Забайкалья входила во владения младших братьев Чингисхана, дворец мог являться резиденцией его младшего брата Тэмуге.
В 19 в. кирпичи, гранитные блоки с изваяниями голов драконов и базы колонн использовались в качестве строительного материала для фундаментов домов казаков и крестьян, живших в селе Кондуй, при возведении в том же селе церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1806), а также, возможно, при строительстве или ремонте Цугольского дацана.