Колпино
Кóлпино, город в России, образует внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, административный центр Колпинского района Санкт-Петербурга.
Общие сведения
Город воинской славы (2011). Площадь города составляет 57,5 км² (2021). Название происходит от слова «колпица» – лебедь.
Расположен на юго-восточной окраине Санкт-Петербурга, на юге граничит с Тосненским районом Ленинградской области (Красноборское городское и Тельмановское сельское поселения). Находится на Приневской низменности; рельеф в пределах Колпина плоскоравнинный. По территории города с юга на север протекает река Ижора (правый приток Невы), которая в центральной части Колпина перегорожена плотиной, образующей Ижорский пруд (ширина 200–300 м). Через город протекает река Большая Ижорка; восточная граница Колпина на коротком участке проходит по реке Тосна, западная – по реке Славянка. Городская территория имеет неправильную, изрезанную форму, несколько вытянутую в субширотном направлении, между реками Славянка и Тосна. Жилая и общественная застройка сосредоточена в основном в южной части Колпина, по обоим берегам Ижоры, между железной дорогой (на востоке) и рекой Попова Ижорка (на западе). Производственные зоны занимают северную часть Колпина; наиболее крупная промзона, «Ижорские заводы», располагается на обширной территории к северу от Финляндской улицы и к западу от железной дороги (вблизи платформы Ижорский Завод). Значительная часть городской территории на окраинах (особенно на восточной) не используется стабильно.
Колпино занимает выгодное транспортно-географическое положение: территорию города с северо-запада на юго-восток пересекает железная дорога Санкт-Петербург – Москва (двухпутная, электрифицированная), одна из старейших в России; относящаяся к Санкт-Петербургскому региону Октябрьской железной дороги; в пределах города – станция Колпино и остановочный пункт Ижорский Завод. Линия используется главным образом для пассажирских перевозок. Маршруты транзитных пригородных электропоездов связывают Колпино с центральной частью Санкт-Петербурга, а также с населёнными пунктами Тосненского района Ленинградской области, Чудовского, Маловишерского и Новгородского районов Новгородской области. Интенсивность движения пригородных электропоездов – 32–33 пары в сутки (по графику зимы 2021/2022). По линии осуществляется также интенсивное движение поездов дальнего следования (в том числе высокоскоростных), но в Колпине они, за редким исключением (2 пары в сутки), не останавливаются.
Параллельно железной дороге, несколько западнее границы Колпина, проходит автодорога федерального значения М-10 «Россия» Санкт-Петербург – Москва (Московское шоссе; часть европейского маршрута Е-105). Колпино связано с ней подъездами; сообщение с центральной частью Санкт-Петербурга производится в основном через важную планировочную ось города – проспект Ленина, переходящий в Колпинское шоссе. На севере граница Колпина вплотную подходит к Петрозаводскому шоссе (автодорога регионального значения 41К-121 Санкт-Петербург – Кировск), через которое Колпино сообщается с Кировским районом и всей восточной частью Ленинградской области.
Городской пассажирский транспорт представлен автобусами: 7 внутрирайонных маршрутов связывают Колпино с другими посёлками района; 8 межрайонных – с Пушкином, Павловском и станциями Петербургского метрополитена; 12 пригородных автобусных маршрутов соединяют Колпино с населёнными пунктами соседних Тосненского и Кировского районов Ленинградской области. Часть автобусных маршрутов начинается от железнодорожной станции Колпино, другая часть – от Заводского проспекта (на южной окраине города).
Население
Численность населения составляет 149,8 тыс. человек (1 января 2021). Динамика численности населения (по данным переписей населения; тыс. человек, год): 139,0 в 2010, 136,6 в 2002, 141,5 в 1989, 113,7 в 1979, 70,2 в 1970, 34,8 в 1959. Колпино – самое крупное муниципальное образование пригородной зоны и один из наиболее быстрорастущих элементов Санкт-Петербургской агломерации. После некоторого сокращения населения в 1990-х гг. Колпино в 21 в. восстановило положительную демографическую динамику за счёт притока мигрантов. Значительная доля трудоспособного населения работает в центральной части Петербурга. Средний возраст населения Колпинского района – 40,4 года (1 января 2020; в Петербурге – 41,6 года). Население мононационально: 95,1 % – русские (Всероссийская перепись населения 2010).
Естественный прирост отрицательный, в 2020 г. общие коэффициенты рождаемости составляют 8,4 ‰, смертности – 13,2 ‰, естественной убыли – 4,8 ‰. Миграционный прирост положительный, в 2017–2020 гг. его величина составила 5,8 тыс. человек.
История
Основан в 1722 г. в Копорском уезде Санкт-Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии на правом берегу реки Ижора в соответствии с указом царя Петра I о переносе Ижорской пильной мельницы от 22 мая (2 июня) 1719 г. как слобода при строительстве новой пильной мельницы, от которой ведут свою историю Ижорские заводы (ныне градообразующее предприятие). Основным потребителем продукции мельницы стало Адмиралтейство. Вскоре на левом берегу Ижоры возникла Чухонская слобода, в 1732 г. – Новая слобода. В 1723 г. освящена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, после чего правобережная слобода получила статус села. Управление селом осуществлялось Адмиралтейств-коллегией (до 1828), затем до 1878 г. Адмиралтейств-советом Морского министерства. В 1735 г. вместо Никольского храма построена деревянная церковь Живоначальной Троицы с Никольским приделом (разобрана в 1809); в 1758–1773 гг. рядом построен одноимённый каменный храм (предположительно, архитектор С. И. Чевакинский; разрушен в годы Великой Отечественной войны, руины снесены в 1957–1958).
В 1753 г. построены медный и якорный (с молотовой мастерской) заводы, в 1782 г. введены в строй плющильный и литейный заводы. В 1780–1808 гг. Колпино – село Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии. С 1798 г. к местным производствам применялось название «Адмиралтейские Ижорские заводы» (АИЗ). В 1803–1809 гг. проведены перестройка, переустройство и модернизация АИЗ (ключевую роль в этом процессе сыграли их директор в 1803–1806 К. К. Гаскойн и главный архитектор заводов в 1803–1805 В. И. Гесте). На протяжении 50 лет АИЗ возглавлял А. Я. Вильсон (с 1806 руководитель внутренней и строительной части, в 1808–1827 – директор, в 1827–1856 – начальник). В 1808–1878 гг. Колпино – село Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Некоторое время на заводах действовал монетный двор (1810–1821, 1840–1843). В 1819–1823 гг. заводские деревянные инженерные сооружения и постройки заменены каменными. В 19 – начале 20 вв. на АИЗ производились колёсные пароходы, железные суда, мореходные инструменты, паровые машины, железные элементы мостов, корабельная броня, гильзы для снарядов, пушки, орудия и др. В 1836 г. император Николай I утвердил генеральный план развития заводов и села Колпино. В 1844 и 1848 гг. реконструированы здания и модернизированы молотовый и якорный заводы. Открыто движение по линиям Санкт-Петербург – Колпино (1847) и Колпино – Вышний Волочёк (1851) Николаевской железной дороги. В 1847–1849 гг. построено шоссе Колпино – Ям-Ижора – Царское Село.
В 1878 г. село Колпино преобразовано в посад, в 1879 г. его земли (за исключением территории АИЗ) переданы в гражданское управление. По Городовому положению 1892 г. в посаде введено упрощённое городское управление. В 1908 г. Ижорские заводы были переименованы в Ижорский завод Морского ведомства. В 1912 г. посад Колпино преобразован в город. Заштатный город Царскосельского (с 1918 Детскосельского) уезда Санкт-Петербургской (с 1914 Петроградской) губернии (1912–1923).
Советская власть установлена в январе 1918 г. В том же году к Колпину присоединён посёлок Новые Места, в 1924 г. – посёлок Балканы. В феврале – ноябре 1923 г. Колпино входило в состав Троцкого уезда, с ноября 1923 г. (оформлено постановлением Президиума ВЦИК от 22 июня 1925) по 1927 г. – в Петроградский (с 1924 Ленинградский) уезд Петроградской (с 1924 Ленинградской) губернии.
В 1927–1930 гг. районный центр Ленинградского округа, в 1930–1936 гг. в составе Ленинградского Пригородного района Ленинградской области. В 1932 г. открыто движение по железнодорожной линии Колпино – Детское Село (с 1937 Пушкин) (закрыта в 1960-х гг., позднее разобрана). В 1936 г. передан в административное подчинение Ленинградскому городскому совету, но в городскую черту не включён, в том же году вместо городского совета в Колпине создан районный совет.
Город серьёзно пострадал во время Великой Отечественной войны: линия фронта проходила близ территории Ижорского завода. В 1941 г. Ижорский завод был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург), Магнитогорск, Челябинск, частично на другие предприятия Ленинграда («Арсенал», «Центролит», Балтийский завод). В августе – сентябре 1941 г. из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон. В 1944 г. проведена реэвакуация Ижорского завода. Город был практически полностью разрушен (из 2,183 тыс. жилых домов осталось 327, которые также нуждались в ремонте).
Город полностью восстановлен во 2-й половине 1940-х – 1950-х гг. С 1950–1960-х гг. Ижорский завод стал одним из центров производства атомных энергетических установок и карьерных экскаваторов. В декабре 1996 г. включён в городскую черту Санкт-Петербурга, с того же года центр района в его составе. С 1997 г. Колпино образует муниципальное (с 2021 внутригородское муниципальное) образование в составе Санкт-Петербурга. Указом президента РФ Д. А. Медведева от 5 мая 2011 г. Колпино удостоен почётного звания Город воинской славы.
Архитектура
По обоим берегам Ижоры сохранились постройки Адмиралтейских Ижорских заводов 1803–1912 гг. По проекту К. К. Гаскойна, возведены: здание заводоуправления с часовой башней (1804–1808, архитектор В. И. Гесте, инженер К. К. Гаскойн; перестроено в 1866–1877, 1901; с 2016 – администрация города), якорный завод (1803–1806, перестроен в 1825–1829, 1853), молотовый и плющильный завод (1804–1809, перестроен 1835, 1850-е гг.). Среди других заводских построек: модельная, гвоздильная (обе – 1818, перестроены в 1829, 1869, 1886) и цепопробная (1827, перестроена в 1835) мастерские, газгольдер (1848–1853), сталелитейный корпус (1853, 1873). Среди инженерных сооружений: главная плотина с подпорной стеной (18 в., 1803–1805, архитектор Гесте, инженер Гаскойн; ограда 1831–1835); водоотводные каналы – криволинейный с мостом-плотиной № 2 (1803–1805) и прямолинейный с мостом-плотиной № 3 (1807, проект руководителя внутренней и строительной части Ижорских заводов инженера А. Я. Вильсона); бассейн с разводным мостом (1803–1805, архитектор Гесте, инженер Гаскойн).
Среди построек конца 19 – начала 20 вв.: здания приюта Святого Николая (1883–1885, ныне детская школа искусств имени П. И. Чайковского), Колпинской посадской думы (1884, ныне администрация Колпинского района), бывшей богадельни Колпинского мещанского общества (1890–1893, надстроено 3-м этажом в 1935) и заводская школа (1895–1901, инженер А. А. Венсан), церковно-приходской школы с церковью Вознесения Господня на 2-м этаже (1897–1900, архитектор М. А. Андреев; церковь освящена в 1901; в начале 1920-х гг. сломана колокольня; с 1946 кинотеатр, в 1991 здание возвращено Русской православной церкви; колокольня и завершения восстановлены в 1994–1998), здание магазина Общества потребителей Ижорского завода (1916–1918, восстановлено в 1955, скульптурная композиция И. С. Иванова; ныне Колпинский дом торговли), бывший дом купца А. И. Полотнова.
После Великой Отечественной войны город реконструирован по проекту планировки 1946 г. В стиле советского неоклассицизма возведены: Дворец культуры Ижорских заводов (ныне культурно-досуговый центр «Ижорский»), кинотеатр «Пламя» (1958, архитектор Е. Г. Груздева; на основе здания столовой заводского Общества потребителей, 1914), более 50 4–5-этажных жилых домов, включая ансамбль Привокзальной площади (архитекторы М. Я. Климентов, М. А. Шепилевский, А. И. Гегелло и др.; дом с башней, 1954, статуи рабочего и женщины, барельефы Г. В. Беляева). Во 2-й половине 20 в. построено более 500 2–16-этажных жилых домов. В 1977 г. открыт 7-пролётный мост через Ижору (инженер Б. Э. Дворкин).
Среди построек 1990–2000-х гг.: дом молитвы евангельских христиан-баптистов (1995–1999, архитектор С. К. Борисенкова), деревянная церковь Святителя Николая на Колпинском кладбище (1997–2000) с отдельно стоящей колокольней (2008), Свято-Троицкий собор (2003–2009, архитектор С. И. Крюков) с приписной деревянной церковью Святителя Николая Чудотворца (1997–1998, архитектор С. И. Крюков). В 2014–2016 гг. возведена церковь Сошествия Святого Духа (архитектор М. А. Мамошин).
Памятники: красногвардейцам Колпина (1937, скульптор Е. Г. Захаров), В. И. Ленину (1957, скульптор М. Г. Манизер), воинам Ижорского батальона (1959, архитектор М. А. Шепилевский; с использованием стены-монумента, построенного на плотине к 100-летию реконструкции Ижорских заводов в 1903), мемориальный комплекс на Балканском воинском кладбище (1966, гранитные стелы с рельефами, 1974, архитектор О. Б. Голынкин, скульптор В. И. Гордон), А. Д. Меншикову (1997, скульптор А. С. Чаркин). Мемориал на братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне (1983, скульптор А. В. Дегтярёв, архитектор Голынкин). Стела «Город воинской славы» (2015).
Религия
В г. Колпино, по данным Министерства юстиции на февраль 2022 г., зарегистрировано 10 религиозных организаций, в том числе 7 православных, 2 христиан веры евангельской и 1 баптистская. Православные храмы города принадлежат Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
Наука. Образование. Библиотеки. Культурно-досуговые центры
На территории города действует Научно-исследовательский центр «Территориальная компания "ОМЗ-Ижора"» (создан в 2003 на базе Центральной лаборатории Ижорских заводов; включает 9 лабораторий, механический цех и отдел качества и стандартизации), входящий в состав компании «Объединённые машиностроительные заводы». Центр обеспечивает инженерное сопровождение заказов, имеет возможности для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проведения экспертизы конструкторской и технологической документации.
Среди учреждений среднего профессионального образования: Академия промышленных технологий (1930 – Колпинский механико-машиностроительный техникум, 1944 – Колпинский машиностроительный техникум, 1958 – Ленинградский металлургический техникум, 1992 – Санкт-Петербургский политехнический колледж, 2019 – современное название), Ижорский колледж (1921 – школа фабрично-заводского ученичества, 1940 – ремесленное училище, 2009 – Ижорский политехнический профессиональный лицей, 2018 – современное название) и Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (1986).
Система среднего общего образования представлена 18 муниципальными общеобразовательными учреждениями (в том числе 2 гимназии, 1 центр образования, 2 школы с углублённым изучением отдельных предметов; 2022). Сеть учреждений дошкольного образования включает 37 муниципальных детских садов (2022).
Городские учреждения дополнительного образования детей: Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района (1998; свыше 5 тыс. учащихся в 2021, 6 направлений подготовки: техническое, естественно-научное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое), Центр детского (юношеского) технического творчества (2011; ранее – Межшкольный учебный комбинат Колпинского района Санкт-Петербурга), Детская школа искусств имени П. И. Чайковского (1970), Детская художественная школа № 3 (1965); действует Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга (1975) объединяет Центральную районную библиотеку имени М. А. Светлова (ведёт историю с 1935, 1973 – присвоено имя М. А. Светлова), детскую районную библиотеку, 3 библиотеки-филиала, а также 4 библиотеки в посёлках Сапёрный, Металлострой и Понтонный.
Действуют культурно-досуговый центр «Ижорский» (1949) с театрально-концертным залом (768 мест) и культурно-досуговый центр «Подвиг» (1953 – клуб «Строитель», 2020 – современное название).
Музеи
Музей истории компании «Ижорские заводы» (1967) – единственный музей в Колпине и один из крупнейших ведомственных музеев в Санкт-Петербурге. Экспозиция знакомит посетителей с историей завода: собраны архивные материалы, дневники и воспоминания рабочих и руководителей предприятия, рисунки и плакаты времён Великой Отечественной войны, когда завод был одним из ведущих предприятий по выпуску тяжёлых танков; музейная коллекция содержит свыше 30 видеофильмов по истории завода и Колпина.
Парки
Парк культуры и отдыха города (1970) объединяет Колпинский парк (1960 – Парк культуры и отдыха имени 40-летия ВЛКСМ и Парк пионеров, с 2010 современное название), расположенный на о. Чухонка и соседнем с ним полуострове на западном берегу Ижорского пруда (южнее Большого Ижорского моста), и Городской сад (на острове в разливе Ижоры ниже Адмиралтейского моста). В Городском саду – большая концертная сцена, в Колпинском парке – открытая сцена, парк аттракционов, детский игровой городок, зимняя ледяная горка, спортивная площадка с тренажёрами и лодочная станция.
Скверы города: Никольский (по правому берегу Ижоры выше Комсомольского канала), Коммуны (на левом берегу Ижоры, напротив Городского сада; с культурно-досуговым центром «Ижорский», церковью Вознесения Господня и мемориалом ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС), Харламов (у железной дороги, к югу от Комсомольского канала), Героев–ижорцев и др.
Достопримечательности
В Колпине множество военно-исторических памятников монументального искусства: памятник красногвардейцам Колпина (1937); ряд монументов в память о героической обороне Колпина от германских войск в 1941–1944 гг., в том числе монумент воинам Ижорского батальона (1959), мемориал на Балканском воинском кладбище (1966; на кладбище захоронено 2,8 тыс. человек, погибших при обороне колпинских рубежей; в 1974 зажжён Вечный огонь от мемориала на Пискарёвском мемориальном кладбище); мемориал «Ижорский таран» (1967; входит в «Зелёный пояс Славы») – рубеж обороны на 29-м км Октябрьской железной дороги; мемориал на братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне (1983); Большой памятный крест (1996), открытый на месте колокольни Свято-Троицкого собора в память жертв первого обстрела Ижорских заводов германской артиллерией (29 августа 1941), памятник эскадрилье Нормандия-Неман (2002), мемориал «Аллея Славы» (создан в 2010 на месте сражения ополченцев Ижорских заводов в августе 1941).
Здравоохранение
Сеть государственных учреждений здравоохранения включает городскую больницу (1999, 560 коек, в том числе 538 коек круглосуточного пребывания, комплекс включает 11 зданий) и детскую городскую больницу (1949; 315 коек; 6 лечебных отделений, отделения интенсивной терапии и реанимации новорождённых).
Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают 4 городские поликлиники, детская городская поликлиника и стоматологическая поликлиника; функционируют станция скорой медицинской помощи, противотуберкулёзный диспансер, психоневрологический диспансер (с дневным стационаром на 50 мест и медико-реабилитационным отделением на 60 мест).
Хозяйство
Колпино – крупный промышленный центр; помимо этого, выполняет функцию спального района Санкт-Петербурга.
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) – 28,6 тыс. человек (2020; в том числе работников обрабатывающих производств – 36,2 %, образования – 16,1 %, торговли – 13,6 %, здравоохранения и социальных услуг – 11,9 %, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения – 7,5 %, других организаций – 14,7 %). Среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) – 62,2 тыс. руб. (2020). Объём отгрузки товаров собственного производства – 95,7 млрд руб. (2020), в том числе обрабатывающих производств – 84,8 млрд руб.
Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности – тяжёлое машиностроение. Градообразующее предприятие – «Ижорские заводы» (ведёт историю с 1722; после 1991 было разделено на несколько самостоятельных организаций). Основное производство сохранило историческое название, с 1998 г. входит в структуру холдинга «Объединённые машиностроительные заводы» (ОМЗ), проектирует и производит оборудование для атомной энергетики (корпусное оборудование для ядерных реакторов), нефтехимическое оборудование (сосуды давления для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, газоперерабатывающей, газовой и других отраслей промышленности). Металлургический комплекс «ОМЗ-Спецсталь» выпускает металлургические полуфабрикаты из сталей со специальными свойствами: коррозионностойких, жаропрочных, хладостойких, высоколегированных, радиационностойких; производство сварочных материалов сосредоточено в компании «Ижорские сварочные материалы» (свыше 90 марок сварочных электродов и свыше 30 марок плавленых флюсов; обе компании – в составе ОМЗ).
В 1991 г. из состава предприятия «Ижорские заводы» выделено экскаваторное производство, объединённое в завод ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова (с 2016 входит в машиностроительный дивизион Газпромбанка – управляющую компанию УЗТМ-КАРТЭКС). Основная продукция – электрические гусеничные экскаваторы, оборудование для объектов строительства, энергетики, металлургии, горно-обогатительного производства и общего машиностроения.
Трубное производство вошло в состав компании «Северсталь», которая основала на территории промзоны «Ижорский завод» предприятие «Ижорский трубный завод» (2006; электросварные трубы с наружным и внутренним покрытием; производственная мощность – около 600 тыс. т труб большого диаметра в год).
На территории промзоны «Ижорский завод» также действует «Ижорский трубопрокатный завод» (2016; мощность более 145 тыс. т бесшовных труб в год) – крупнейший производитель бесшовных труб на северо-западе России, входит в холдинг компаний «Сибирская Промышленная Группа».
В Колпине расположен головной офис «Инжиниринговой компании "АЭМ-технологии"» (2007; структурное подразделение корпорации «Атомэнергомаш» – машиностроительного дивизиона «Росатом»), одной из ведущих российских компаний в области энергетического машиностроения; в структуре компании инжиниринговый центр и две производственные площадки – в Петрозаводске («Петрозаводскмаш») и Волгодонске («Атоммаш»).
Действует завод компании РУСТ-95, который специализируется на производстве запорной и регулирующей трубопроводной арматуры для различных отраслей промышленности, выпускает приборы и средства автоматизированного управления.
Промышленность строительных материалов представлена предприятиями: «Кнауф Гипс Колпино» (2006; производство сухих строительных смесей, гипсокартона, пазогребневых плит), «Кнауф-Пенопласт» (теплоизоляционные материалы; оба в составе германской компании Knauf), Колпинский кирпичный завод (под управлением кирпичного объединения «Группы ЛСР») и др. Функционируют предприятия мебельной и пищевой промышленности.
В городе дислоцирован Невский Краснознамённый спасательный центр имени Ленсовета МЧС России (1936), предназначенный для защиты населения и территорий при ведении военных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций; расположены комплекс следственного изолятора № 1 («Новые Кресты»; 2017; построен на замену СИЗО «Кресты» в центре Петербурга) и Колпинская воспитательная колония для несовершеннолетних (1972).
Окрестности
В 7 км к северу от центра города, в посёлке Усть-Ижора, сохранились фрагменты земляной крепости (около 1707), церковь Святого благоверного князя Александра Невского (1798–1799, предположительно, строительство курировал архитектор П. В. Неелов; трапезная и колокольня 1835–1836; новый купол и приделы 1871–1875, архитектор М. А. Щурупов; колокольня взорвана в 1941; церковь реставрирована в 1987–1995), кладбищенская церковь Святого князя Владимира в неовизантийском стиле (1889, архитектор Щурупов), фрагменты застройки 19 в. Памятная стела в честь Невской битвы 1240 г. (1957), памятник Александру Невскому (2003, скульптор В. Э. Горевой, архитектор В. В. Попов). Музей-диорама «Александр Невский и Ижорская Земля» (2009, диорама живописца И. С. Жебровского).