Кольмар Гертруда
Ко́льмар Гертру́да (Gertrud Kolmar; настоящие имя и фамилия Гертруда Кете Ходциснер, Gertrud Käthe Chodziesner) (10.12.1894, Берлин – предположительно, 2.3.1943, Освенцим), немецкая поэтесса и прозаик.
Родилась в состоятельной еврейской семье. Отец – советник юстиции Людвиг Ходциснер (1861–1943), один из самых известных в Германской империи и Веймарской республике адвокатов. Двоюродный брат – В. Беньямин. В 1905–1911 гг. посещала частную женскую гимназию в Берлине. В 1911–1912 гг. училась в женской школе сельского хозяйства и домоводства в Эльбисбахе (ныне в черте Фробурга) под Лейпцигом, по окончании работала в детском саду. Кольмар проявляла способности и интерес к изучению иностранных языков: до 1914 г. учила русский (в обмен на уроки немецкого), затем чешский, испанский, нидерландский и иврит (на котором в 1939 писала стихи, впоследствии утерянные).
В 1915 г. пережила трагическую любовь к немецкому офицеру К. Йоделю, в том же году павшему в бою под Варшавой; ему (под инициалами «K. J.») посвящены стихотворения «Кит» («Wal»), «Водяной» («Fischkönig»), «Покинутая» («Die Verlassene»), «Любовь» («Liebe») и другие, вошедшие в сборник «Женщина и животные» («Die Frau und die Tiere», 1938). Нежелательная беременность и вынужденный аборт привели Г. Кольмар к попытке самоубийства в конце 1916 г. Трагедия неосуществлённого материнства, чувство вины и тоска по неродившемуся ребёнку стали постоянной темой её поэзии.
В 1915 г. прошла практику в детских яслях «Общества борьбы с младенческой смертностью». В 1915–1916 гг. обучалась в женской учительской семинарии в Берлине, дававшей писательнице право на преподавание иностранных языков в начальной и средней женской школе. В 1917 г. Кольмар сдала экзамен по военному переводу и до конца ноября 1918 г. служила цензором в лагере для военнопленных в Дёберице под Шпандау.
В берлинском издательстве Egon Fleischel & Co. вышел первый поэтический сборник «Стихи» («Gedichte», 1917), который составили стихотворения, созданные в 1908–1916 гг. и объединённые в циклы «Мать и ребёнок» («Muter und Kind»), «Мужчина и женщина» («Mann und Weib») и «Время и вечность» («Zeit und Ewigkeit»). Книга была опубликована под псевдонимом Гертруда Кольмар, взятым от немецкого названия польского города Ходзеж (в 1878–1919 Кольмар), откуда были родом предки писательницы по отцовской линии.
В начале 1920-х гг. Кольмар создала три поэтических цикла, центральным мотивом которых стали поиски лирической героиней самой себя: «Памяти 1918 года (Ранний цикл I)», «Ранний цикл II», «Ранний цикл III» [«In Memoriam 1918 (Früher Zyklus I)», «Früher Zyklus II», «Früher Zyklus III», опубликованы в 2003]. В 19 стихотворениях последующего цикла «Наполеон и Мари» («Napoleon und Marie», 2003), посвящённого любви польской графини Марии Валевской к Наполеону I, Г. Кольмар изображает исторические события с точки зрения лирической героини – Марии. Основная тема цикла – безусловная, жертвенная любовь юной женщины к могущественному правителю.
С 1923 г. домашняя воспитательница и учительница иностранных языков.
В 1927 г. училась на летних курсах для иностранных студентов в Университете Дижона (ныне Университет Бургундии, Франция). По окончании курсов совершила путешествие по Франции, побудившее её вернуться к написанию стихов после долгого творческого перерыва. В том же году возвратилась в родительский дом, чтобы ухаживать за тяжело заболевшей матерью; после её смерти в 1930 г. вела домашнее хозяйство. Прошла обучение нотариальному делу у одного из берлинских адвокатов, чтобы помогать своему отцу, служившему нотариусом в сельской общине Финкенкруг (район Фалькензе), где семья Ходциснер жила с июля 1923 г.
Поэтические циклы «Женский портрет» («Weibliches Bildnis», 1987), «Моё дитя» («Mein Kind», 1994), «Сны животных» («Tierträume», 2003) и цикл сонетов «Образ розы» («Bild der Rose», 2003), созданные в 1927–1932 гг., объединены общими тематическими комплексами: неутолимая тоска по утраченному ребёнку и чувство вины, природа и животный мир как противовес разрушительной цивилизации, стигма еврейства. Характерная черта циклов Г. Кольмар – сочетание традиционной поэтической формы, опирающейся на рифму, метр и строфу, насыщенной образами, с интенсивностью поэтической речи.
Первое прозаическое произведение – повесть «Еврейская мать» («Eine jüdische Mutter», написана в 1930–1931, опубликована в 1965 под названием «Мать», «Eine Mutter», переиздана в 1978) – рассказывает историю матери, убившей свою пятилетнюю дочь, после того как та стала жертвой сексуального преступления и впала в кому. Ненависть к насильнику оборачивается ненавистью женщины к самой себе и приводит её к самоубийству. В манере прозаического письма Г. Кольмар переплетаются черты экспрессионизма и новой вещественности, при этом повествованию, связанному с мотивами мести, искупления и правосудия, свойственна стилистика Ветхого Завета.
В 1928–1934 гг. отдельные стихотворения Кольмар появлялись в различных журналах: Die Literarische Welt, Insel-Almanach auf das Jahr 1930 («Альманах журнала "Остров" на 1930 год»), Neue Schweizer Rundschau («Новое швейцарское обозрение»), Der weiße Rabe («Белая ворона») и в антологии «Сердце как гавань. Современная женская поэзия» («Herz zum Hafen. Frauengedichte der Gegenwart», 1933).
После 1934 г. поэзия Г. Кольмар публиковалась исключительно в еврейских журналах, антологиях и издательствах, в том числе в Central-Verein-Zeitung. Blätter für Deutschtum und Judentum («Газета Центрального союза. Издание для немцев и евреев») и Blätter der jüdischen Buchvereinigung («Журнал еврейского книжного объединения», 1934–1936).
Кольмар получила признание в кругу Культурного союза (1933–1941) – объединения культурных институтов немецких евреев в национал-социалистической Германии, в рамках мероприятий которого с 1936 г. выступала с чтением своих стихотворений. Кольмар, которая до этого времени вела уединённую жизнь в родительском доме, получила возможность познакомиться со многими писателями, среди которых были Н. Закс, К. Эшер (1885–1972), Я. Пикард (Пикар, 1883–1967).
В 1932 г. рукопись поэтического сборника «Женщина и животные» («Die Frau und die Tiere»), в который вошла выборка из циклов «Женский портрет», «Сны животных» и «Моё дитя», была отклонена издателем Г. Клиппером. В письме к немецкой писательнице И. Зайдель (1885–1974), выступившей посредником между издательством Deutsche Verlags-Anstalt и молодой поэтессой, он отметил, что от стихотворений Г. Кольмар на него «пахнуло чужестью и холодом» (Woltmann J. Gertrud Kolmar: Leben und Werk. Göttingen, 1995. S. 176). Сборник был опубликован в 1938 г. в Jüdischer Buchverlag Erwin Löwe («Еврейское книжное издательство Эрвина Лёве») в Берлине, но после «хрустальной ночи» весь тираж был уничтожен. Основная тема многих вошедших в сборник стихотворений связана с опытом отчуждённости, маргинализации и дискриминации немецких евреев, воплощённых в образе преследуемого животного.
После прихода к власти А. Гитлера Кольмар обратилась к теме Французской революции 18 в. Эссе «Образ Робеспьера» («Das Bildnis Robespierres», написано в 1933, опубликовано в 1965), стихотворный цикл «Робеспьер» («Robespierre», написан в 1933, опубликован в 2003) и пьеса в 4 действиях «Сесиль Рено» («Cécile Renault», написана в ноябре 1934 – марте 1935, опубликована в 2005) направлены против нацистской диктатуры и представляют собой художественное осмысление вопроса о возможной альтернативной форме правления в кризисные времена. Фигура М. Робеспьера у Г. Кольмар воплощает идею справедливости, герой выступает провидцем истины среди революционного хаоса, но, будучи не в силах в полной мере исполнить роль поборника свободы и равенства, становится жертвой революции и гибнет как мученик, до последнего вздоха отстаивая свои жизненные принципы.
В 1933 г. в поэтическом цикле «Слово немых» («Das Wort der Stummen», 1978), посвящённом безмолвным жертвам первой волны насилия в нацистском государстве, Кольмар выступила на стороне преследуемых, истязаемых и убитых.
В поэтический сборник «Прусские гербы» («Preußische Wappen», 1934), опубликованный издательством Die Rabenpresse («Ворон-пресс»), вошли стихотворения из цикла «Прусский гербовник» («Preußische Wappenbuch», написан в 1927–1928), основу которого составило субъективно-поэтическое осмысление геральдических образов.
В последнем цикле «Миры» («Welten», опубликован в 1947), написанном во время усиливающегося преследования евреев в августе – декабре 1937 г., Кольмар создаёт особую атмосферу, возникающую из воспоминаний, томительной тоски и предчувствия смерти.
В 1939 г. по распоряжению нацистских властей Г. Кольмар и её отец были вынуждены переехать из своего дома в предместье Финкенкруг в так называемый еврейский дом в берлинском районе Шёнеберг. Зимой 1939–1940 гг. написала новеллу «Сусанна» («Susanne», 1959) – историю юной еврейской девушки, рассказанную её воспитательницей. Душевная болезнь героини, не способной разграничить реальность и мечтания, постепенно осознаётся рассказчицей как некая высшая способность приблизиться к тайне жизни, недоступной её здравому разуму.
С 1941 г. Г. Кольмар принудительно работала на картонажной фабрике. В сентябре 1942 г. её отец был депортирован в концлагерь Терезиенштадт, где умер 13 февраля 1943 г.
27 февраля 1943 г. в ходе так называемой фабричной акции вместе с остальными еврейскими подневольными работниками была отправлена в Освенцим; предположительно, погибла в газовой камере, куда попала сразу же по приезде вместе с другими незарегистрированными в лагере заключёнными. День прибытия узников в концлагерь, 2 марта 1943 г., указывают как официальную дату смерти Кольмар, поскольку более точные сведения о её жизни после отъезда из Берлина отсутствуют.