Коккинаки Константин Константинович
Коккина́ки Константи́н Константи́нович [26.2(11.3).1910, Новороссийск – 4.3.1990, Москва], советский лётчик, полковник (1965), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963), Герой Советского Союза (1964). Младший брат известного лётчика Владимира Коккинаки.
Родился в семье рабочего греческого происхождения. После окончания 7 классов общеобразовательной школы работал грузчиком в порту Новороссийска, матросом на судне, матросом-спасателем.
С 1930 г. в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), курсант 7-й военной авиационной школы лётчиков в Сталинграде. После её окончания в 1932–1936 гг. проходил службу в строевых частях Военно-воздушных сил РККА в Северо-Кавказском военном округе и в морской авиации Тихоокеанского флота.
В 1936–1939 гг. лётчик-испытатель военной приёмки Главного управления ВВС РККА на авиационном заводе № 1 имени Авиахима (бывший завод «Дукс», базовый для конструкторского бюро Н. Н. Поликарпова), принимал участие в испытаниях самолётов, созданных в КБ Поликарпова, – разведчика Р-5, штурмовика Р-Z, истребителей И-15бис, И-153 и их модификаций; двухместного истребителя ДИ-6 (ЦКБ-11), разработанного в ОКБ С. А. Кочеригина, а также учебно-тренировочных самолётов ОКБ В. В. Никитина – РВ-2 (опытный) и НВ-5 (У-5).
В 1939–1940 гг. находился в командировке в Китае (заместитель командира, затем командир авиационной группы и военный советник по истребительной авиации), участвовал в боевых действиях против японских войск. Совершил 166 боевых вылетов на И-153. Лично сбил 3 самолёта противника и ещё 4 в составе группы. Был сбит в бою и спасся на парашюте. По возвращении из Китая снова приступил к работе лётчика-испытателя на авиазаводе № 1, где в 1940–1941 гг. участвовал в испытаниях серийных истребителей И-153, МиГ-1 и МиГ-3.
Участник Великой Отечественной войны, с июня 1941 г. – заместитель командира, затем командир 401-го истребительного авиационного полка (иап) особого назначения (в составе Западного фронта), сформированного из лётчиков-испытателей. Участвовал в приграничных боях в Белоруссии и в Смоленском сражении. Совершил 98 боевых вылетов на МиГ-3, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника и ещё 3 в составе группы.
В августе 1941 г. 401-й иап был расформирован, Коккинаки в числе других лётчиков-испытателей был отозван с фронта и выполнял в Архангельске приёмку и контрольные облёты получаемых СССР по ленд-лизу английских истребителей Curtiss P-40 Tomahawk. В конце 1941 г. возвращён на лётно-испытательную работу.
В 1942–1950 гг. лётчик-испытатель авиационного завода № 30. Участвовал в испытаниях самолётов, разработанных в ОКБ С. В. Ильюшина: штурмовика Ил-2, пассажирского самолёта Ил-12 и их модификаций, опытных образцов дальних бомбардировщиков Ил-6 и Ил-22 (первый в СССР фронтовой бомбардировщик с реактивными двигателями). В феврале 1950 г. уволен в запас.
В 1951–1964 гг. лётчик-испытатель опытного завода № 155 (ОКБ А. И. Микояна). Проводил лётные испытания различных модификаций истребителей: дозвуковых МиГ-15 и МиГ-17; сверхзвуковых МиГ-19 и МиГ-21. В 1952–1958 гг. участвовал в лётных исследованиях экспериментальных истребителей И-340 (СМ-1, вариант МиГ-17 с двумя двигателями) и СМ-12 (глубокая модернизация МиГ-19), а также учебно-тренировочного истребителя-перехватчика СТ-7 (на базе МиГ-15УТИ). В 1953 г. в ходе испытательного полёта на первом экземпляре СТ-7 был вынужден катапультироваться из штопорящего самолёта.
Установил 2 мировых авиационных рекорда скорости полёта на МиГ-21. В том числе в 1960 г. на самолёте Е-66 (модификация МиГ-21Ф) установил абсолютный мировой рекорд скорости полёта по замкнутому маршруту – 2148,66 км/ч.
Освоил более 100 типов летательных аппаратов, участвовал в испытаниях 30 типов опытных самолётов, из которых 12 были запущены в серийное производство.
В конце 1964 г. ушёл с лётно-испытательной работы, но остался в ОКБ Микояна: в 1964–1965 гг. лётчик транспортного отряда, в 1966–1985 гг. ведущий инженер отдела лётных испытаний, с 1985 г. старший инженер.
Награждён орденами Ленина (1944, 1957, 1964), Красного Знамени (1941, 1944), Красной Звезды (1939, 1945), Отечественной войны 1-й степени (1945, 1947, 1985), Дружбы народов (1982), китайский орден, медали.
Удостоен одной из высших наград Международной авиационной федерации – медали де Лаво (1960).