Символические и несимволические классификации в исследовательской литературе
Символические и несимволические классификации в исследовательской литературе. В исследовательской литературе закрепилось представление, что «символическая классификация» – словосочетание из дюркгеймианского словаря. В частности, работы неодюркгеймианцев и символических антропологов М. Дуглас и В. У. Тёрнера плотно ассоциируются с исследованием символических классификаций (Ohnuki-Tierney E. Phases in human perception/conception/symbolization processes: cognitive anthropology and symbolic classification // American Ethnologist. 1981. Vol. 8, № 3. P. 451–467; Ellen R. Introductory essay // Classifications in their social context. London, 1979. P. 1–32). Дж. Ч. Александер пишет, что после публикации работы «Элементарные формы религиозной жизни» (Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Москва, 2018) Э. Дюркгейм пришёл к выводу, что символические классификации обладают каузальной силой (Alexander J. C. Introduction: Durkheimian sociology and cultural studies today // Durkheimian sociology : cultural studies. Cambridge, 1990). Однако ни у Дюркгейма, ни у Дуглас, ни у Тёрнера, ни у Р. Герца словосочетания «символическая классификация» нет. Например, Дуглас пишет про классификации и символические системы, но не про символические классификации. В контексте исследования дюркгеймианства оно появляется в 1963 г. в написанном Р. Нидэмом введении к переводу на английский язык эссе «О некоторых первобытных формах классификации» (Durkheim E. Primitive classification / E. Durkheim, M. Mauss. Chicago, 1963). Грегори Форт предполагает, что настоящим автором словосочетания «символическая классификация» был именно Нидэм, который опубликовал одноимённую книгу в 1979 г. (Forth G. Symbolic classification: retrospective remarks on an unrecognized invention // The Journal of the Royal Anthropological Institute. 2010. Vol. 16, № 4. P. 707–725).