«Kingdom Come: Deliverance»
«Kingdom Come: Deliverance» (сокращённо «KC:D»), мультиплатформенная видеоигра в жанре экшен-RPG. Разработанный чешской студией Warhorse Studios и выпущенный в 2018 г. компанией Deep Silver проект стал известен благодаря успешной краудфандинговой кампании, в ходе которой была собрана сумма свыше 1 млн фунтов стерлингов на создание игры. Игра характеризуется оригинальным сеттингом, выполненным в антураже средневековой Чехии и претендующим на строгую историческую достоверность.
История создания
«Kingdom Come: Deliverance» является дебютным и единственным (на 2021) проектом чешской студии Warhorse Studios, основанной Д. Ваврой и М. Климой в 2011 г. Ранее Вавра в составе студии 2K Czech (до 2008 студия называлась Illusion Softworks) принимал участие в работе над двумя первыми играми серии «Mafia» (с 2002), однако в результате разногласий с руководством материнской компании 2K Games был вынужден покинуть студию ещё до релиза второй «Mafia» (2010).
Первые годы существования Warhorse Studios были связаны с поисками денежных средств. Главным инвестором студии на стадии разработки прототипа новой игры выступил сырьевой и медиамагнат З. Бакала. В поисках инвестиций для создания игры разработчики обратились к краудфандингу, запустив в 2014 г. рекламную кампанию своего проекта на Kickstarter. При поставленной цели собрать 300 тыс. фунтов, пришло 35 384 пожертвования на общую сумму 1 106 371 фунт (Tach. 2014). Краудфандинговый успех подтвердил, что игру ждут и вложения должны окупиться. Работой студии заинтересовался шведский видеоигровой холдинг Embracer Group. В 2016 г. студия Warhorse заключила соглашение об издательстве игры с компанией Koch Media (корпорация Embracer Group), а в 2019 г. (после релиза «KC:D») сама вошла в её состав.
Описание и характерные особенности игры
«Kingdom Come: Deliverance» представляет собой экшен-RPG, выполненную в историческом средневековом сеттинге. Главный герой игры – сын деревенского кузнеца Индржих (в английской локализации Генри) – оказался вовлечён в крупный военно-политический конфликт, участие в котором принимают правящие дома и знатные фамилии Священной Римской империи, королевств Богемии и Венгрии. По мере развития сюжета Индржих вынужден покинуть свою деревню; в ходе приключений герой познаёт окружающий мир и самого себя.
Относительно просторный игровой мир «Kingdom Come: Deliverance» представляет собой виртуальную историческую реконструкцию небольшой части нынешнего Бенешовского округа Среднечешского края. В игре представлены города Сазава и Ратае-над-Сазавоу, деревни Стршибрна-Скалице, Ледечко и Мерхоед, Сазавский монастырь и другие местные населённые пункты.
В игре присутствует оригинальная боевая система. Также представлена стандартная для игр жанра РПГ (сила, ловкость, защита и т. д.) система навыков. Алкоголь – важная составляющая игрового процесса. В отличие от многих других представителей жанра, в «Kingdom Come: Deliverance» умение пить представлено в качестве отдельного навыка. Навык пьянства нуждается в «прокачке», а по достижении определённого уровня навыка игрок получает возможность развить в Индржихе такие таланты, как способность просыпаться утром в собственной кровати (умение «Дома без приключений») или способность напиваться в два раза быстрее с менее тяжким похмельем (умение «Настоящий славянин»).
Актуальное состояние игры и её значение для массовой культуры
«Kingdom Come: Deliverance» получила благожелательные отзывы (Metacritic). Критики отмечали реализм игры и внимание разработчиков к историческим деталям. Последнее обстоятельство уже на этапе разработки послужило косвенным поводом для обвинений в расизме в адрес создателей игры (Елистратов. 2018). Исторической достоверностью Варва объяснял, почему в игре о жизни в средневековом королевстве Богемия не нашлось места чернокожим персонажам. Критиков возмущала невозможность играть за женских персонажей, что Варва обосновывал совокупностью технических и исторических обстоятельств – по его словам, игра за женского исторического персонажа предполагала бы геймплей, принципиально отличный от оригинальной игры и требовавший крупных дополнительных материальных вложений (Otton. 2014). Подобные обоснования, а также тот факт, что Варва активно выступал в поддержку движения Gamergate, привели к тому, что Варва стал мишенью для критики в некоторых западных видеоигровых изданиях.
Несмотря на то что взгляды Варвы остались прежними (хотя в одном из интервью он извинился за форму своих высказываний), в некоторых вопросах компания Warhorse пошла навстречу социальной критике. В 2019 г. к «Kingdom Come: Deliverance» вышло дополнение «A Woman’s Lot», в котором в качестве главного игрового персонажа выведена подруга Индржиха – дочка мельника Тереза. Помимо «Женской доли», к игре вышло три дополнения, вводящих в игру новые игровые механики (например, рыцарские турниры) и побочные сюжетные квесты.