«Хорошая партия» (Турция)
«Хоро́шая па́ртия» (ХП; тур. İyi Parti, İP), правоцентристская партия Турции, созданная в 2017 г. учёным, историком и политиком Мераль Акшенер, занимавшей должности министра внутренних дел в 54-м правительстве Турции (1996–1997) и вице-спикера Великого национального собрания Турции (2007–2015).
История создания
К 2016 г. в Партии национального действия (ПНД) обозначился раскол. Часть её членов, в число которых входила М. Акшенер, предприняла попытку отстранить от должности Девлета Бахчели, экономиста, государственного и политического деятеля, бессменного председателя ПНД с 1997 г. Потерпев неудачу, М. Акшенер создала «Хорошую партию», о чём было объявлено 25 октября 2017 г. в Культурном центре имени Назыма Хикмета, турецкого культурного и общественного деятеля, известного своей поддержкой левой идеологии.
Идеология
Как отмечается в программе партии, состояние демократии зависит от состояния правовой системы. Правопорядок как конечная цель функционирования последней может быть достигнут путём изменения существующих норм. Так, указывается на необходимость реформы судебной системы, благодаря которой удалось бы более полно обеспечить право на защиту человеческого достоинства и на справедливое судебное разбирательство: в рамках реформы предполагается ужесточение финансовой и уголовной ответственности работников судебной системы, введение более объективной основы приёма судей и прокуроров, увеличение длительности их обучения и повышение технической доступности судебной системы в рамках проекта «Национальная судебная сеть» (тур. Ulusal Yargı Ağı Projesi, UYAP). Отдельно отмечается важность принятия закона «О предотвращении преступлений». Помимо этого, реформировать предлагается и избирательную систему: ограничить избирательную квоту, снизить порог для участия партий в парламенте, отменить депутатскую неприкосновенность (İyi Parti Programı. P. 5–8).
Экономическая политика
Основной целью экономической политики партии является обеспечение экономического роста и развития. Реализацию поставленной цели предлагается осуществить в первую очередь через налогово-бюджетную политику. Для снижения дефицита государственного бюджета в долгосрочной перспективе предлагается расширение налоговой базы за счёт проведения более эффективного налогового аудита. Вместе с тем отмечается приверженность принципу справедливости, предполагающему установление прогрессивной налоговой ставки. Приоритетное место в расходных статьях предлагается уделить сельскому хозяйству, промышленности. Отдельно указывается на необходимость усиления надзорной функции Счётной палаты. Следующим инструментом обеспечения экономического роста и развития выступает кредитно-денежная политика. С целью поддержания ценовой стабильности указывается на важность гарантии инструментальной независимости Центрального банка. Обращается внимание также на необходимость укрепления структуры капитала банков за счёт поглощений и слияний, инвестиций со стороны государства (İyi Parti Programı. P. 43–44).
Социальная политика
Ключевым компонентом социальной политики партии является образовательная политика, в которой можно выделить два направления – идейное и практическое. С точки зрения первого указывается, что образовательная система должна формировать в человеке приверженность национальным, демократическим ценностям. Особо подчёркивается в этом отношении роль педагогов и предлагается, соответственно, комплекс мер, направленных на повышение привлекательности этой профессии у населения (İyi Parti Programı. P. 8). С точки зрения второго утверждается, что образовательная система должна способствовать трудоустройству населения – формировать навыки, обеспечивающие высокую конкурентоспособность человека не только на национальном, но и на международном рынке труда (İyi Parti Programı. P. 14). Вопрос образования в аспекте занятости имеет, в свою очередь, комплексный характер и предполагает реформу на нескольких уровнях. Так, начиная со школьного и заканчивая высшим, предлагается уделить большее внимание развитию не столько теоретического знания, сколько способности его практического применения (İyi Parti Programı. P. 10–15). Помимо этого, важным компонентом в реализации задачи по трудоустройству населения является политика в области предпринимательства, предполагающая облегчение процесса создания и закрытия предприятий, установление налоговых льгот для начинающих предпринимателей, государственную поддержку компаний с равной гендерной репрезентацией (İyi Parti Programı. P. 46–47).
Внешняя политика
Во внешней политике, выстраиваемой на основе принципов реализма, выделяется несколько направлений. Так, указывается на важность отношений с Европейским союзом как для самой Турции, так и для ряда регионов – Ближнего Востока, Кавказа, Балкан, Восточного Средиземноморья. Вместе с тем сам процесс евроинтеграции Турции рассматривается как не отвечающий интересам обеих сторон. Подчёркивается также важность выстраивания «братских» отношений с «тюркским миром». Ключевой предпосылкой для развития отношений с Ближним Востоком выступает повышение стабильности в регионе. Выражается готовность участия в консультациях по вопросам безопасности и экономического сотрудничества. Отдельное место во внешней политике занимает Кипр, поддержание стратегического баланса на котором определяется как основная цель в этом направлении. На глобальном уровне внимание уделяется борьбе с терроризмом, торговлей людьми, наркотиками, а также противодействию внешней миграции, рассматриваемой в качестве одного из условий для развития этих явлений (İyi Parti Programı. P. 62–64).
Проект конституционной реформы
В программе партии указывается на необходимость принятия новой конституции, в которой бы более полно были отражены принципы демократии и плюрализма (İyi Parti Programı. P. 6). Подобной позиции придерживался и ряд других политических сил в стране. Так, перед парламентскими выборами 2023 г. альянс, частью которого являлась партия, выступил с проектом конституционной реформы, направленной на укрепление парламентской системы в государстве (Güçlendirilmiş Parlamenter Sistem. Anayasa Değişikliği Önerisi. 28 Kasim 2022. P. 11). Для реализации этой цели были предложены правки к статьям, касающимся прав и свобод, функционирования разных ветвей власти. Среди основных изменений можно выделить следующие:
В области прав и свобод: введение только временного ограничения прав и свобод (ст. 15), сокращение оснований для ограничения свободы прессы (ст. 28), закрепление права на здоровье, а также прав животных (ст. 56) (Güçlendirilmiş Parlamenter Sistem. Anayasa Değişikliği Önerisi. 28 Kasim 2022. P. 19–36).
В области функционирования законодательной власти: включение в круг преступлений, на основании которых человек не может быть избран депутатом парламента, сексуального насилия над детьми, жестокого обращения с женщинами (ст. 76), закрепление за парламентом полномочий по выходу государства из международных соглашений (статьи 87, 90), по принятию законов, возвращённых президентом для повторного рассмотрения (отмена права вето президента) (ст. 89) (Güçlendirilmiş Parlamenter Sistem. Anayasa Değişikliği Önerisi. 28 Kasim 2022. P. 49–61).
В области функционирования исполнительной власти: увеличение срока пребывания президента на должности с 5 до 7 лет с отменой права на переизбрание (статьи 77, 101), ограничение круга полномочий президента (ст. 104), восстановление Совета министров (статьи 109–114) (Güçlendirilmiş Parlamenter Sistem. Anayasa Değişikliği Önerisi. 28 Kasim 2022. P. 51–91).
В области функционирования судебной власти: увеличение числа членов, реорганизация деятельности и расширение круга полномочий Конституционного суда (статьи 146–148) (Güçlendirilmiş Parlamenter Sistem. Anayasa Değişikliği Önerisi. 28 Kasim 2022. P. 113–136).
После победы Партии справедливости и развития на парламентских и Р. Т. Эрдогана на президентских выборах в 2023 г. альянс прекратил своё существование, и проект конституционной реформы остался нереализованным.
Участие в парламентских и президентских выборах
На парламентских выборах, состоявшихся в 2018 г., партия получила 43 мандата, набрав 9,96 % от общего числа голосов. На парламентских выборах, прошедших в 2023 г., партия набрала 9,68 % от общего числа голосов и получила 44 мандата (один из учредителей ХП А. Э. Юджель, избранный от 1-го района Стамбула по списку Республиканской народной партии, после выборов присоединился к своей партии). Свою кандидатуру на президентские выборы 2023 г. М. Акшенер не выдвигала.