Хофнагель Йорис
Хо́фна́гель Йо́рис (Йорис Хуфнагель, Joris Hoefnagel; Георг Хофнагель, Georg Hoefnagel) (1542, Антверпен – 9.9.1600 или 24.7.1601, Вена), фламандский миниатюрист, рисовальщик, гравёр.
Сын торговца предметами роскоши и гобеленами. Получил всестороннее гуманистическое образование: знал несколько языков, играл на музыкальных инструментах, писал стихи. К. ван Мандер называет учителем Хофнагеля антверпенского графика Х. Бола, но документальных свидетельств тому нет. В 1560-х – начале 1570-х гг. был связан с семейным бизнесом и много путешествовал: во Францию (1560–1562), где посещал университеты Буржа и Орлеана, Испанию (1563–1567), Англию (1568–1569). Ранние работы – группа рисунков, изображающих места его путешествия: пейзажи с архитектурными памятниками, часто населённые фигурами, демонстрирующими костюмы и местные обычаи («Горный пейзаж близ Гранады», 1564, Альбертина, Вена; «Вид дворца Нонсач», 1568, Британский музей, Лондон). Рисунки были использованы для гравюр в известных топографических атласах «Зрелище шара земного» А. Ортелия («Theatrum Orbis Terrarum», 1570, Антверпен) и «Атлас городов земного мира» Ф. Хогенберга («Civitates orbis terrarum», 1572–1618, Кёльн). В этот же период дополнил цветочными декорациями рукопись 15 в. «Часослов Филиппа Клевского» (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель). После захвата испанскими войсками Антверпена в 1576 г. во время Нидерландской революции 16 в. и потери семейного дела в сопровождении Ортелия совершил путешествие в Италию, где посетил Венецию, Неаполь и Рим. С 1578 г. жил в Мюнхене, здесь по рекомендации Х. Фуггера (из купеческого рода Фуггеров) стал в 1579 г. придворным художником герцогов Баварских Альбрехта V и его сына Вильгельма V; в это же время работал при дворе эрцгерцога Фердинанда II Австрийского, для которого иллюминировал «Римский миссал» (1581–1590, Австрийская национальная библиотека, Вена). Главное произведение этого периода – миниатюры книги по естественной истории, 4 тома которой посвящены четырём элементам – огню [«Animalia rationalia et insecta (ignis)»], земле [«Animalia quadrupedia et reptilia (terra)»], воде [«Animalia aquatilia et conchiliata (aqua)»], воздуху [«Animalia volatilia et amphibia (aier)»] (1575–1582; разрознены по европейским и американским государственным и частным собраниям). Книги содержат выполненные на пергаменте акварелью и гуашью рисунки с изображениями различных существ, сопровождаемые латинскими девизами, эпиграммами, цитатами из Библии, и являются не только художественным, но и естественно-научным памятником 16 в.
Будучи кальвинистом, Хофнагель покинул Мюнхен в 1591 г. и поступил на службу к императору Рудольфу II. Жил во Франкфурте-на-Майне (1591–1594), где иллюминировал одно из центральных произведений рудольфинского искусства – «Книгу образцов шрифтов» (создана в 1571–1573 гг. императорским каллиграфом Г. Бочкаем для Максимилиана II, Музей истории искусств, Вена), дополнив листы рисунками с различными видами животных и растений, мифологическими, батальными сценами, портретами, городскими перспективами, прославляющими императора как высшую земную силу и защитника католической веры.
С 1594 г. работал в Вене и Праге, где проиллюстрировал «Образцовую книгу каллиграфии» (1594–1596; «Mira calligraphiae monumenta»; создана Г. Бочкаем для Фердинанда I в 1561–1562 гг.; Музей Гетти, Лос-Анджелес), украсив тексты изображениями экзотических цветов, фруктов, насекомых. Некоторые листы представляют собой самостоятельные натюрморты. Используя строго симметричные композиции, рисовал также отдельные цветочные натюрморты на пергаменте (1594, Ашмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд), определив переход от научной штудии к самостоятельному жанру. Часть наследия Хофнагеля, завещанная К. Хёйгенсу, находилась в Нидерландах, и его произведения оказали влияние на развитие пейзажа и цветочного натюрморта в голландской живописи, в том числе на Р. Саверея и Я. де Гейна.
Сын – Якоб Хофнагель, мастер рудольфинского искусства, работал в стилистике отца.