Кения. История. История Кении с середины 1-го тысячелетия н. э.
Исто́рия Ке́нии с середи́ны 1-го тысячеле́тия н. э., история Кении, государства в Восточной Африке, с середины 1-го тысячелетия н. э. до современности.
Доколониальный и колониальный периоды
Около середины 1-го тысячелетия на территории Кении расселялись народы банту, нилоты и др. Население материковой части занималось примитивным земледелием, охотой, скотоводством, жители побережья Индийского океана – морской торговлей (вывозились слоновая кость и рабы, ввозились оружие, ремесленные изделия). В 7–8 вв. на побережье сложилась этническая общность суахили. Контакты суахили с выходцами из Аравии и района Персидского залива способствовали образованию в 9–10 вв. городов-государств (Манда, Пате, Малинди, Момбаса, город-архипелаг Ламу и др.), распространению в них ислама.
В 1498 г. корабли португальской экспедиции Васко да Гамы достигли Момбасы. Подчинение португальцами городов-государств происходило вооружённым путём (в 1505 Момбаса и Килва были почти полностью уничтожены эскадрой Ф. де Альмейды). В 1696–1699 гг. побережье современной Кении перешло под контроль имама Омана, оказывавшего поддержку Пате во время антипортугальских восстаний. В 1741 г. в Момбасе утвердился местный арабо-суахилийский клан Мазруи, провозгласивший независимость от Омана и распространивший свою власть на значительную часть побережья Кении. В начале 19 в. правитель Омана восстановил контроль над Ламу и Пате, в 1837 г. – над Момбасой. В 1861 г. побережье современной Кении вошло в состав султаната Занзибар.
В 1-й половине 19 в. на территорию Кении стали активно проникать европейские торговцы и миссионеры, началось её географическое изучение. Колониальная экспансия европейских государств, прежде всего Великобритании, проходила под лозунгами борьбы с работорговлей. В 1886 г. между Великобританией и Германией было заключено первое соглашение о разделе Восточной Африки, по которому значительная часть территории Кении вошла в британскую сферу влияния. Право управления этими землями получила Имперская британская восточноафриканская компания. Гельголандский договор 1890 г. окончательно определил границы германской и британской сфер влияния в Восточной Африке. В 1891 г. по соглашению между Великобританией и Италией были установлены северная и восточная границы. В 1895 г. восточная часть современной Кении вошла в состав британского Восточно-Африканского протектората.
С началом строительства в 1896 г. Угандийской железной дороги хозяйственное значение Кении резко возросло; к 1915 г. все земли современной Кении были провозглашены «собственностью британской короны». Продвижение колонизаторов вглубь страны вызвало активное сопротивление племён кикуйю, кисии, меру, эмбу; для его подавления использовались карательные экспедиции. В то же время постройка железной дороги (завершилась в 1903) превратила Кению в главный торгово-экономический центр Восточной Африки, способствовала притоку в страну белых поселенцев. Их интересы представлял созданный при губернаторе в 1906 г. Законодательный совет, имевший ограниченные консультативные полномочия. В 1920 г. к Восточно-Африканскому протекторату была присоединена восточная часть территории протектората Уганда; протекторат получил название «Колония и протекторат Кения» (колония включала внутренние районы континентальной Кении, протекторат – прибрежную часть).
В начале 20 в. были законодательно закреплены преимущественные права европейских поселенцев на землю. Складывание системы плантационного хозяйства сопровождалось земельными экспроприациями, созданием резерваций и использованием принудительного труда местного населения на общественных работах. Африканцы могли селиться на землях европейцев в качестве арендаторов (сквоттеров), их наделы не превышали 1 га. Предусматривалась обязательная регистрация рабочей силы с выдачей удостоверений (кипанди) мужчинам-африканцам.
В 1920-х гг. зародилось организованное политическое движение африканцев. Первые политические партии возникали на этнической основе, прежде всего у народов, наиболее пострадавших от земельных экспроприаций и трудовых мобилизаций. В 1924–1925 гг. была создана Центральная ассоциация кикуйю (ЦАК), требовавшая возвращения земель африканцам, отмены принудительных работ и кипанди. В 1940 г. ЦАК была запрещена, но продолжала действовать в подполье. В 1944 г. образован умеренный Союз африканцев Кении (САК, до 1946 – Исследовательский союз африканцев Кении), в 1947 г. его руководителем стал Дж. Кениата. В конце 1940-х гг. в Кении развернулось стихийное антиколониальное движение народа кикуйю, возглавленное представителями радикального крыла САК (многие из них сохраняли членство в ЦАК), которое позднее переросло в вооружённое восстание Мау-Мау. В 1952 г. были сформированы вооружённые отряды повстанцев, разбившие свои лагеря в районе горы Кения и в Абердерском горном массиве. В октябре 1952 г. в Кении было введено чрезвычайное положение, в страну вошли регулярные воинские подразделения из Великобритании. В 1953 г. власти запретили деятельность САК. Это вызвало массовое вооружённое восстание африканцев под лозунгом «Земля и свобода!». На его подавление были брошены воинские части численностью 60–70 тыс. человек. В 1957 г. африканцы были вынуждены в основном прекратить вооружённую борьбу.
События 1950-х гг. заставили Великобританию пойти на ряд уступок. В 1954–1956 гг. был увеличен минимум заработной платы рабочих-африканцев, отменены запреты на выращивание в африканских хозяйствах кофе, чая, других товарных культур и ограничения на разведение молочного скота. В 1955 г. разрешена деятельность африканских политических партий на местном уровне (за исключением районов, населённых кикуйю). В 1957 г. африканцы приняли участие в выборах в Законодательный совет. Образовавшуюся африканскую фракцию возглавили представители луо – Т. Мбойя и А. О. Одинга. В январе 1960 г. было отменено чрезвычайное положение. В январе – феврале того же года в Лондоне состоялась конференция с участием представителей британского правительства и всех расовых групп колонии, принято решение о постепенной передаче власти в Кении африканскому большинству.
По окончании лондонской конференции в 1960 г. в Кении были созданы партии Национальный союз африканцев Кении (КАНУ, в 1961 его официально возглавил Дж. Кениата) и Демократический союз африканцев Кении (КАДУ), объединивший ряд мелких партий, созданных на этнической основе (в 1964 самораспустился). Политические программы КАНУ и КАДУ во многом совпадали и включали требования предоставления Кении независимости, проведения земельной реформы в интересах африканцев. В 1962 г. состоялась 2-я лондонская конференция, по решению которой было сформировано коалиционное правительство. В 1963 г. на выборах в Национальное собрание, сменившее Законодательный совет, большинство мест получил КАНУ. 1 июня 1963 г. КАНУ сформировал первое правительство африканского большинства во главе с Кениатой.
Кения после провозглашения независимости
12 декабря 1963 г. Кения стала независимым государством. В том же году она была принята в ООН, установила дипломатические отношения с СССР. 12 декабря 1964 г. Кения была провозглашена республикой в составе Содружества. Пост президента страны занял Дж. Кениата, пост вице-президента – А. О. Одинга.
В основу экономической политики правительства независимой Кении легла концепция «смешанной экономики», предполагавшая сосуществование государственной, частнокапиталистической и мелкотоварной форм собственности. Поощрялось привлечение иностранного капитала как главный фактор обеспечения экономического роста. Государство сохраняло за собой контролирующие и регулирующие функции (на основе 5-летнего планирования). Аграрная реформа предусматривала выкуп земельной собственности у европейцев, пожелавших покинуть страну, и продажу её в рассрочку (с разбивкой на участки) африканцам.
Земельная реформа подверглась жёсткой критике со стороны радикального крыла КАНУ, возглавляемого А. О. Одингой. На созванной в марте 1966 г. в г. Лимуру общепартийной конференции представители радикалов не получили ни одного руководящего поста в КАНУ. Сторонники Одинги вышли из состава правительства и КАНУ и создали оппозиционный Союз народа Кении (в 1969 запрещён).
Внутриполитическое развитие Кении в 1970-х гг. характеризовалось усилением государственного контроля над всеми формами общественно-политической деятельности, сращиванием партийного и государственного аппаратов, укреплением личной власти Дж. Кениаты. После его кончины в 1978 г. пост президента страны и председателя КАНУ занял Д. Т. арап Мои. Вице-президентский пост получил М. Кибаки. В 1982 г. была принята поправка к конституции, согласно которой в Кении устанавливался однопартийный режим. Монополизация власти КАНУ вызвала недовольство прежде всего в университетских кругах. 1 августа 1982 г. военные лётчики при поддержке студентов совершили попытку государственного переворота. Мятеж был подавлен, проведены массовые аресты. В 1983 г. состоялись досрочные парламентские и президентские выборы. Президентом страны был избран единственный кандидат на эту должность – Мои (в 1988 переизбран на новый срок). Контроль над кабинетом министров, ранее входивший в обязанности вице-президента, был передан канцелярии президента.
Ужесточение политического режима, происходившее в условиях ухудшения экономической ситуации и роста безработицы, способствовало дальнейшему нарастанию антиправительственных настроений. Ситуация особенно обострилась после невыполнения правительством взятых на себя обязательств по либерализации политической жизни, проведению рекомендованных международными институтами, прежде всего МВФ, структурных реформ экономики. В 1989 г. Д. Т. арап Мои был вынужден пойти на ряд уступок оппозиции, освободить некоторых политических заключённых и амнистировать диссидентов, проживавших за границей. Однако уже в 1990–1991 гг. внутриполитическая обстановка вновь осложнилась.
В 1991 г. были приняты поправки к конституции о введении многопартийной системы и ограничении возможности пребывания у власти главы государства двумя 5-летними сроками. На президентских выборах 1992 и 1997 гг. кандидаты от оппозиционных партий в сумме получили большинство голосов избирателей, однако президентом оба раза был избран Д. Т. арап Мои.
История Кении с 2000 г.
В 2002 г., во время очередной предвыборной кампании, оппозиционными партиями была создана Национальная радужная коалиция (НАРК). Коалиция выдвинула единого кандидата – М. Кибаки, который 27 декабря 2002 г. одержал победу на президентских выборах. На состоявшихся тогда же парламентских выборах большинство голосов завоевала НАРК.
М. Кибаки возобновил сотрудничество с МВФ и Всемирным банком, неоднократно задерживавшим предоставление помощи Кении во время президентства Д. Т. арап Мои, ввёл бесплатное начальное образование. В 2003–2005 гг. сформировалась коалиция оппозиционных партий – Оранжевое демократическое движение (ОДД) во главе с Р. Одингой (сыном А. О. Одинги). ОДД настаивало на пересмотре некоторых положений конституции, основное значение приобрёл вопрос о создании поста премьер-министра. Р. Одинга требовал немедленного назначения исполняющего обязанности премьер-министра, наделения его самыми широкими властными полномочиями и предоставления ему права формирования кабинета министров. Кибаки выступил против требования Одинги. 21 ноября 2005 г. состоялся всенародный референдум по вопросу о внесении поправок в конституцию страны. 58 % населения страны поддержало предложения Одинги. Тем не менее остался нерешённым вопрос о полномочиях вице-президента. На президентских выборах 2007 г. победу одержал Кибаки, создавший накануне выборов Партию национального единства (ПНЕ).
Оппозиция оспорила результаты выборов, потребовала их повторного проведения и призвала своих сторонников к массовым акциям протеста. В результате возникших беспорядков погибли свыше 1 тыс. человек, ещё 650 тыс. человек остались без крова. Благодаря усилиям бывшего Генерального секретаря ООН К. Аннана политический кризис был в основном урегулирован в конце февраля 2008 г. В апреле было достигнуто соглашение о назначении Одинги премьер-министром и создании коалиционного правительства из представителей ПНЕ и ОДД.
В 2008 г. началась реализация государственной программы долгосрочного общественного развития «Видение Кении 2030». В числе её главных целей провозглашалось превращение Кении в новую, промышленно развитую страну со средним уровнем дохода (по версии Всемирного банка). В 2010 г. была принята новая Конституция, согласно которой вводилось новое административное деление страны на 47 графств (по этнотерриториальному признаку), учреждались посты выборных губернаторов графств, а также глав местных органов власти и делегирование им ряда управленческих полномочий центра. Предусматривалось создание двухпалатного парламента и значительное увеличение численности депутатского корпуса. Верховный суд наделялся исключительной юрисдикцией рассматривать и принимать решения по спорным итогам президентских выборов. Предложение об учреждении поста премьер-министра в новую Конституцию не было включено. Накануне очередных выборов главы государства в 2013 г. коалиционное правительство было распущено.
Основными соперниками в президентской гонке был Р. Одинга и У. Кениата (сын Дж. Кениаты), оба возглавляли крупные межэтнические объединения (Одинга – луо, Кениата – кикуйю). По новым конституционным правилам президент выбирался одновременно с вице-президентом. У. Кениата баллотировался в тандеме с У. Руто, который поддерживал Одингу во время предыдущих выборов. Призывы Кениаты к сохранению национального единства обеспечили ему 50,07 % голосов на выборах 4 марта 2013 г. Этот показатель соответствовал конституционной норме в 50 % плюс один голос, достаточной для того, чтобы не назначать повторное голосование. Консолидации протестов сторонников Одинги помешали опасения повторения беспорядков 2007 – начала 2008 гг., притом что внимание части населения было сосредоточено на новых для него выборах одновременно в двухпалатный парламент и местные органы власти. Апелляция Одинги в Верховный суд о пересмотре результатов выборов была отклонена.
На президентских выборах 8 августа 2017 г. основные соперники за пост главы государства Р. Одинга и У. Кениата снова возглавляли крупные межэтнические коалиции. На этот раз они отражали раскол электората практически пополам, при котором Одинга выступал в роли выразителя интересов групп, оттеснённых на маргинальные позиции. В условиях подспудно тлевших межплеменных конфронтаций оглашённые избирательным комитетом итоги голосования (54 % против 45 % в пользу Кениаты) немедленно спровоцировали протестные акции. Они охватили в основном главные оплоты Одинги – Западную и Прибрежную провинции, а также столичные трущобы, где заблаговременно были размещены контингенты полиции и сил безопасности. Верховный суд четырьмя голосами против двух признал правомочность апелляции Одинги, в которой доказывались нарушения, допущенные избирательным комитетом при подсчёте голосов. Однако ввиду отсутствия кворума рассмотрение судом его второй апелляции об устранении возможности таких нарушений при подведении итогов назначенного на 26 октября второго тура голосования не состоялось. Из-за бойкота сторонниками Одинги в нём приняли участие 39 % избирателей по сравнению с 77 % в первом. Кениата практически на безальтернативной основе получил 98 % голосов. Вновь обострившуюся общественно-политическую обстановку усугубили сепаратистские выступления в районах сосредоточения основной части электората Одинги. На этом фоне состоялись инаугурация Кениаты и символическое самопровозглашение Одинги «народным президентом».
Неожиданным выходом из политического тупика стало публичное дружеское рукопожатие У. Кениаты и Р. Одинги (март 2018) и их заявление о совместном намерении укреплять доверие и взаимопонимание между всеми этническими, расовыми и религиозными группами страны. Подоплёка этой демонстративной акции заключалась в перегруппировке этнополитических сил перед очередной президентской кампанией 2022 г. В ней снова намеревался участвовать Р. Одинга в качестве главного претендента на президентский пост и оппонента У. Руто. Кениата, который не имел конституционного права после двухкратного пребывания на этом посту выставлять свою кандидатуру, вопреки ожиданиям Руто, принял решение поддержать Одингу. Последний вновь продемонстрировал свою способность мобилизовать многочисленный электорат, создав коалицию из 26 партий «Декларация единства». Однако это привело к потере им некоторых влиятельных прежних союзников. Руто баллотировался от союза из 12 партий «Кения впереди». Ему удалось обеспечить поддержку части электората, ранее выступавшего на стороне Кениаты. Руто также снискал себе митинговую популярность среди различных молодёжных групп населения обещаниями преодолеть кризисную ситуацию на рынке труда и обеспечить условия для роста занятости. В выборах 9 августа приняли участие 65 % зарегистрированных избирателей. Руто поддержали 50,49 % пришедших на избирательные участки, Одингу – 48,85 %.