Казахстан. Литература
Литерату́ра Казахста́на развивается преимущественно на казахском языке. Истоки восходят к устным эпическим сказаниям, которые получили письменную фиксацию в середине 19 – середине 20 вв. Первый дошедший до нас письменный труд на казахском относится к началу 17 в. – «Сборник летописей» («Джами ат-таварих») Кадырали-бий Джалаири о генеалогии казахских ханов.
В истории формирования раннего (конец 15 в.) этапа фольклорной традиции казахов, как и других степных тюркских мусульманских народов, существовал т. н. ногайский период, или цикл (15–18 вв.). Эпические сказания казахов о Камбаре, Алпамысе, Ер-Кокше, Кобланды-батыре, Ер-Таргыне связывают «героический век» с ногайцами и отражают исторические события. Другой популярный жанр фольклора – лирические поэмы о борьбе влюблённых за своё счастье, которому препятствует социальное неравенство: «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек». Многие стороны жизни казахов отражали сказки (о животных, фантастические, бытовые, сатирические), в которых сочетались шаманские и мусульманские верования и представления. Сказочные персонажи Алдар-Косе, Кожа Насыр (Ходжа Насреддин), Жиренше – носители народного юмора. Видное место в духовной жизни казахского общества занимали трудовые и обрядовые песни.
Весьма значима в развитии казахской фольклорной традиции роль акынов и жырау – сказителей эпосов, хранителей старины и знаний, передававших их от поколения к поколению. Жырау выступали носителями идей казахской государственности, в их поэзии нашло отражение миросозерцание воина-кочевника, его понятия о чести и долге. Жившие в 16 в. жырау Шалкииз Тленшиулы и Доспамбет-жырау (сказание «Предсмертная песня», «Жорык жыршысы») были достоянием не только казахов, но и ногайцев и крымских татар. Также известны Жиембет-жырау Бортогашулы (между 1570 и 1575 – после 1643), Ахтамберды-жырау Сарыулы (1675–1768), Бухар-жырау Калкаманулы (ум. 1781). В 18 в. широкое распространение получили песни и исторические сказания, связанные с войнами Казахского ханства с Джунгарским: «Страна моя!» («Елим-ай!»), «Пыльный поход» («Шанды жорык»), «Аркалык-батыр». Среди акынов 19 в. наиболее знаменит М. Утемисов. В 20 в. фольклорную традицию продолжил акын Дж. Джабаев, автор стихотворения о защитниках блокадного Ленинграда «Ленинградцы, дети мои!» («Ленинградтық өренімді», 1941; русский перевод 1946).
Вхождение Казахстана в состав Российского государства и влияние русской культуры способствовали росту числа грамотных людей, появлению интеллигенции; начавшийся процесс просвещения казахского общества дал начало новой письменной литературе. Первое произведение казахской мемуарной прозы – «Родословная султана Садыка» («Насаб-наме-йи султан Садык», 1877; в русском переводе «История Кенесары Касымова и Садыка Кенесарина», 1889) А. Кенесарина (1837–1910). Первые периодические издания на казахском языке – газета «Түркістан Уәлаятының Газеті» («Газета Туркестанской области», приложение к газете «Туркестанские ведомости»; Ташкент, 1870–1882) и журнал «Айкап» (Троицк, 1911–1915). В конце 19 – начале 20 вв. в Санкт-Петербурге, Казани, Оренбурге и Ташкенте вышли произведения первого казахского учёного Ч. Ч. Валиханова, а также основоположника казахской художественной литературы Абая Кунанбаева: поэма «Искандер» (1899), философский трактат «Слова назидания» («Кара соз», 1890–1898), собственные стихотворения и переводы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 1912 г. в Семипалатинске (ныне Семей) была открыта первая типография, специализировавшаяся на выпуске книг на казахском языке.
В 1920–1940-х гг. казахская литература претерпела колоссальные культурные изменения, связанные с последовательной сменой трёх алфавитов казахского языка: арабского, латиницы и кириллицы. К 1940 г. благодаря усилиям российской и казахской интеллигенции доля грамотного населения в Казахстане выросла до 80 %, что обусловило возникновение широкой читательской среды. Сформировалась плеяда казахских писателей, наиболее известными из которых были основоположник казахской советской литературы С. Сейфуллин; С. Муканов (1900–1973), прославившийся повестью «Балуан-Шолак» (1939) и поэмой «Сулу шаш» (1940); поэт Б. Майлин (1894–1938), автор стихотворений «Байская дочь» («Байдың қызы», 1917), «Маржан» (1923), «Сказка старухи» («Кемпірдің ертегісі», 1927); И. Джансугуров (1894–1938), известный поэмой «Степь» («Дала», 1930) и романом «Товарищи» («Жолдастар», 1935).
Последователем Абая Кунанбаева, реформатором поэтического языка выступил Ш. Кудайбердиев. Поэт и прозаик М. Жумабаев (1893–1938) в романе «Карткожа» (1926) создал собирательный образ казахского интеллигента, выходца из бедных слоёв. Ж. Аймаутов (1889–1930) стоял у истоков казахской драматургии, организовал первые театральные труппы, был режиссёром-постановщиком своих пьес «Рабига» (1920), «Защитник народа» («Ел қорғаны», 1925), «Карьеристы» («Мансапқорлар», 1925) на казахской театральной сцене. Он также заложил научную основу художественного перевода в статье «О переводе» («Аударма туралы», 1925). Важную роль в литературном процессе Казахстана играли журналы «Абай» (на русском и казахском языках, 1918; выпуск возобновлён в 1992) и «Шолпан» (на казахском языке; 1922–1923), газета «Казах» (на казахском языке; 1913–1918), которые публиковали стихи, прозу и публицистику.
После Великой отечественной войны 1941–1945 гг. вышли повести «Солдат из Казахстана» (1949) Г. М. Мусрепова, «События одной ночи» (1955) и «За нами Москва» (1959) Б. Момыш-улы (1910–1982), романическая трилогия «Кровь и пот» (1961–1970) А. Нурпеисова (1924–2022). Вершина казахской литературы советского периода – творчество М. О. Ауэзова, в частности роман-эпопея «Путь Абая» («Абай жолы», 1942, 1952, 1956). Повесть Ауэзова «Лихая година» («Қилы заман», 1928; русский перевод 1972), роман «Племя младое» («Өскен өркен», не окончен; русский перевод 1966), рассказы «Красавица в трауре» («Қаралы сұлу», 1925; русский перевод 1977), «Сиротская доля» («Қоргансыздың күні», 1921; русский перевод 1977) и многие другие произведения – энциклопедия предреволюционной казахской жизни. Его произведения стимулировали интерес к казахской истории и национальным традициям: исторические романы «Кочевники» (1971) и «Хан Кене» (1976) И. Есенберлина (1915–1983), «Промелькнувший метеор» (1972) С. Муканова о становлении казахского народа и государственности.
Ряд казахских писателей получили признание за пределами Центральной Азии: поэт М. Шаханов (род. 1942) и пишущие на русском языке поэт О. О. Сулейменов и прозаик А. Т. Алимжанов.
Проза конца 20 – 1-й четверти 21 вв. представлена повестью «Кедры высокие» (2003) К. Искакова (1935–2014), серией романов фэнтези «Дастан и Арман» (с 2017) И. Нургалиева, романами «Колечко с сердоликом» (2012) и «Эйфелева башня» (2013) А. Кудайкуловой; поэзия – стихотворениями А. Тажи (род. 1981), драматургия – творчеством К. Мухамежанова (1928–2001), в том числе пьесами «На чужбине» («Жат елде», 1967) и «Мы не ангелы» («Біз періште емеспіз», 1987). К этой плеяде авторов относится писатель Г. К. Бельгера (1934–2015), автор сборника очерков и эссе «Гармония духа» (1992), представитель поволжских немцев, в детстве депортированный в Казахстан; он создавал свои произведения на стыке трёх культур – казахской, немецкой и русской.
С обретением Казахстаном государственной независимости (1991) расширились горизонты казахской литературы: вновь начали издаваться произведения многих репрессированных писателей, которые лишь в конце 20 в. по праву приобрели статус классиков (Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов).