Карьерный транспорт
Карье́рный тра́нспорт, комплекс технических средств и сооружений для транспортирования (перемещения) горной массы при открытой разработке месторождений. Карьерный транспорт включает основной подвижной состав, вспомогательное оборудование, транспортные коммуникации, систему управления, средства и устройства для технического обслуживания и ремонта. Основные виды карьерного транспорта: железнодорожный, автомобильный, конвейерный и комбинированные.
Железнодорожный карьерный транспорт используют при объёмах перевозок свыше 20–100 млн т/год и расстояниях транспортирования 5–10 км и более; подвижной состав состоит из электровозов, тепловозов, паровозов и саморазгружающихся вагонов (думпкаров). Допустимые уклоны железнодорожного пути составляют 2,5–3,5° (40–50 ‰).
Автомобильный карьерный транспорт применяют при разработке ограниченных в плане месторождений (длина не более 2–3 км) с глубиной карьера до 200–250 м при объёмах добычи 60–80 млн т/год и расстояниях транспортирования до 4 км; подвижной состав – автосамосвалы, автотягачи с прицепами и полуприцепами, троллейвозы, дизель-троллейвозы и дизель-электрические самосвалы. Уклоны автодорог составляют 4–5° (80–100 ‰).
Конвейерный карьерный транспорт получил широкое распространение на крупных месторождениях (свыше 20–40 млн т/год) с выдержанным прямолинейным фронтом горных работ. Его преимущества: непрерывность («поточность») процесса, высокая производительность установок, возможность транспортировать горную массу при угле подъёма до 18° (при специальных конструкциях конвейеров – до 35° и более). Применяется для транспортирования мягких вскрышных пород, разрабатываемых экскаваторами непрерывного действия, а также угля, скальных мелкокусковых (куски до 400–500 мм) пород и руд. Расстояние транспортирования обычно не превышает 4–6 км, высота подъёма груза 250–300 м. Конвейеры в транспортной схеме карьера по назначению и месту установки подразделяются на забойные (передвижные), передаточные (полустационарные), подъёмные (полустационарные или стационарные), магистральные (стационарные) и отвальные (передвижные). Применяются 4 основных типа конвейеров: ленточные (наиболее распространены), канатно-ленточные, ленточно-цепные и пластинчатые. Основными факторами, определяющими выбор типа конвейера, являются технологические условия добычи и свойства транспортируемой горной массы.
В связи с углублением карьеров и сокращением площади их рабочей зоны наибольшее распространение получили комбинированные виды карьерного транспорта: автомобильно-железнодорожный, автомобильно-конвейерный и автомобильно-скиповый. Автомобильно-железнодорожный карьерный транспорт с перегрузочным пунктом на нижних горизонтах или дне карьера применяют при глубине разработки 300 м и более; при этом дальность перевозок автомобильным транспортом составляет 0,7–1,5 км, железнодорожным – 8–10 км. Автомобильно-конвейерный карьерный транспорт используют в схемах циклично-поточной технологии транспортирования горной массы. При применении автомобильно-скипового карьерного транспорта скиповые подъёмники устанавливают на дне карьера при достижении им глубины 50–100 м. До этого (при отработке верхних горизонтов) для транспортирования горной массы используют автомобильный, железнодорожный или автомобильно-конвейерный транспорт.
В качестве карьерного транспорта в определённых горнотехнических условиях для перемещения горной массы применяют скреперы, бульдозеры, карьерные одноковшовые погрузчики, гидравлический транспорт, транспортно-отвальные мосты, мощные вскрышные экскаваторы, драглайны и кранлайны, канатно-подвесные дороги, кабельные краны и другие специальные транспортные устройства.