Кантор Тадеуш
Ка́нтор Таде́уш (Tadeusz Kantor) (6.4.1915, Велополе-Скшиньске, ныне Подкарпатское воеводство – 8.12.1990, Краков), польский режиссёр, сценограф, живописец, создатель хеппенингов.
Биографические сведения
В 1934–1939 гг. учился в Краковской академии художеств у К. Фрыча и В. Яроцкого. Там же в 1938 г. поставил «Смерть Тентанжиля» М. Метерлинка.
В 1942 г. создал в Кракове Независимый театр, где поставил пьесы: «Балладина» Ю. Словацкого (1943), «Возвращение Одиссея» С. Выспяньского (1944).
В 1947 г. выиграл стипендию на 6-месячную работу в Париже. После возвращения стал одним из организаторов Выставки современного искусства (первой в своём роде в Польше) в Кракове во Дворце искусств (1948).
В 1944–1955 гг. художник в театрах Кракова, Ополе и др.
В 1947–1949 и 1967–1969 гг. преподавал в Краковской академии художеств.
Орден Почётного легиона (1985), кавалер ордена Искусств и литературы (1989), Большой крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия (1990).
Изобразительное искусство
Как художник Кантор постоянно осваивал новейшие методы, выбирая наиболее подходящие, по его мнению, для отражения современности. Ранние полотна созданы в русле модернизма («Прачка», 1946; «Человек с зонтиком», 1949, оба – Национальный музей, Варшава) и сюрреализма (т. н. метафорическая серия, в том числе «Метафорический образ I», 1950–1951, Национальный музей, Краков). В 1950-е гг. работал в русле абстракционизма (информель, ташизм, «живопись действия»): «Рамамаганга» (1957, Национальный музей, Познань), «Живопись» (1958, Окружной музей имени Л. Вычулковского, Быдгощ). Участвовал в этапной для польского современного искусства выставке «Девять художников» (1955) в Доме художников в Кракове, выразившей протест экспонентов против насаждавшегося государственными структурами социалистического реализма. Выполнил иллюстрации к изданию пьесы В. Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундии» (1958). В 1959 г. участвовал в выставке «Документа» в Касселе.
В 1960-е гг. обратился к «амбаллажам» (франц. emballage – упаковка), соединив живопись на холсте и объекты реди-мейд (как правило, сумки, мешки, но также и предметы одежды): «№ V. Прадо II ("Инфанта")» (1965, Национальный музей, Краков), «Инфанта работы Веласкеса» (1966–1970; из серии «Музейные парсифляжи»), «Амбаллаж IV» (1967). Среди живописных и графических работ 1960-х гг. – серия «Люди-манекены» (1960–1961), рисунки цикла «Мальчик с газетами» (1968). В творчестве Кантора значительное место занимает мотив зонта («Амбаллажи, персонажи, предметы», 1968; все перечисленные выше работы – Музей искусств, Лодзь), который часто использовался в его ассамблажах («Зонтик и невидимый предмет», Национальный музей, Варшава, 1973). Среди ключевых амбаллажей – «Прусская дань» (1975, Национальный музей, Краков), созданный по мотивам одноимённого полотна Я. Матейко (1879–1882).
Кантор обращался к форме энвайронмента («Популярная выставка» в галерее «Кшиштофоры» в Кракове, 1963). Серия «Нереальные монументы» составлена из гигантских копий бытовых предметов; в основном замыслы остались невоплощёнными («Вешалка», 1970, фотоколлаж), за исключением объекта «Стул» (проект, 1970, реализован в деревне Хуциско, 1995, и во Вроцлаве, 2011).
Вернулся к живописи в серии «Дальше – ничего» (конец 1980-х гг.; «Однажды ночью инфанта Веласкеса вошла в мою комнату», 1988, частное собрание), где изображённые на холсте фигуры могли продолжаться за его краем в виде трёхмерного объекта («Я держу картину, на которой нарисовано, как я держу картину», 1987, частное собрание).
Театр
Этапным в творчестве режиссёра стало создание им театра «Крико-2» в Кракове (1955, совместно с художниками М. Яремой, К. Микульским и др.). Первая постановка – «Каракатица» С. И. Виткевича (1956). С этого времени обращался преимущественно к пьесам этого автора, в поисках воплощения его концепции «чистой формы» выбирая агрессивные, провоцирующие, эпатирующие сценические средства. Режиссёр передавал функцию персонажа предметам, приравнивая их к человеческому телу, создавая т. н. биообъекты, пластические метафоры (человек с доской на спине, человек с двумя колёсами, вросшими в ноги, и др.). Каждый спектакль становился этапом в освоении новых форм театрально-перформативного представления. В манифестах этого периода давал характеристики экспериментальным практикам: «театр-информель», т. е. театр автоматический, механический, подчинённый случаю («В маленькой усадьбе», 1961); «нулевой театр», где актёры в процессе игры стремятся к уничтожению собственной телесности, сосуществуя с предметами («Сумасшедший и монахиня», 1963); «хеппенинг-театр», в котором участники находятся на границе спонтанной театральной игры и реальности («Водяная курочка», 1967); «театр реальности наинизшего ранга», где актёры становились биообъектами, а зрители – пассивными участниками действия («Красотки и уродины», 1973).
Продолжая начатое М. Дюшаном исследование «готовых объектов» (реди-мейд), Кантор интересовался их «упаковками» – «амбаллажами» (франц. emballage), помещал во всевозможные «обёртки» не только предметы, но и человека: из тесного шкафа появлялись люди-мешки в перформансе «Шкаф» (1966), героиню «Малой косметической операции» (1969) сначала забинтовывали и заклеивали пластырем, а затем покрывали мыльным раствором (в застывшем виде он тоже представлял собой своеобразную «упаковку») и др. Организовывал первые хеппенинги в Польше, самый знаменитый – «Море. Концерт» (1967). Создавал т. н. крикотажи – короткие спектакли, представленные как мастер-классы, призванные дополнить философию и практику основных работ режиссёра: «Где снега прошлых лет» (1979), «Машина любви и смерти» (1987).
Финальным этапом творчества Кантора стал цикл спектаклей под общим названием «Театр смерти», который включал постановки, созданные на основе личного опыта (оживающие на сцене воспоминания художника об ушедших из жизни родных и друзьях): «Умерший класс» (1975), «Велополе, Велополе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988), «Сегодня мой день рождения» (1991).
Арт-объекты, элементы декораций, телевизионные записи спектаклей и тренингов хранятся в Крикотеке, Центре документации творчества Тадеуша Кантора в Кракове (с 1980, вторая площадка с 2014; официальный сайт: Сricoteka).