Изучение цифровой религии
Изуче́ние цифрово́й рели́гии (англ. Digital religion), междисциплинарная область исследований степеней адаптации традиционных религиозных практик к цифровой среде и влияния цифровой культуры на жизнь и модели деятельности офлайн религиозных групп (Campbell. 2020. P. 6). Цифровая религия как академическая дисциплина изучает отношения религии и новых медиатехнологий, соотнесённость и взаимосвязи между онлайн- и офлайн-контекстами религиозных практик и дискурсов. В рамках этого подхода цифровая религия понимается как разнообразие онлайн-практик и дискурсов, реализуемых религиозными индивидами, группами и организациями, а также цифровые религиозные пространства и религиозные медиатехнологии. Развивается с конца 1980-х гг. Ведущие представители – Х. Кэмпбелл, П. Х. Чон, С. Гувер, Набиль аш-Шейби и др.
Цифровая религия противопоставляет себя религиоведческим исследованиям киберрелигии и «религий киберпространства», сфокусированным преимущественно на религиях, существующих только онлайн (киберязычники, религии платформы Second Life и др.). Отделяет себя цифровая религия и от социологических подходов к изучению медиатизации религии.
Обращение религий к возможностям интернета, выстраивание собственных стратегий в отношении новых медиатехнологий представляет собой долгий путь от электронных досок объявлений, локальных компьютерных сетевых чатов до создания киберхрамов, онлайн-молебнов, виртуального паломничества и ретритов, собственных браузеров, социальных сетей и поисковиков, форумов, чатов в мессенджерах, компьютерных игр, мобильных приложений для ритуальных практик, подкастов, блогов, аккаунтов и пабликов в популярных социальных сетях и т. д.
В конце 1980-х гг. религиозно мотивированные группы энтузиастов создавали собственные электронные доски текстовых объявлений (Bulletin-board systems, BBS; net.religion, alt.religion, talk.religion, net.religion.jewish и т. д.) для дислокального (т. е. отделённого от привязки к одному месту) обсуждения религиозных доктрин, текстов и религиозных практик (Rheingold. 1993; Zaleski. 1997; Golan. 2013). В начале 1990-х гг. появляются локальные сети (www.ecunet.org; www.h-net.org/~judaic/; www.bud-dhanet.net и др.) разнообразных христианских, буддийских и иудейских сообществ (Rheingold. 1993; Campbell. 2016). На этот же период приходится первая волна научных изысканий принципиально нового феномена религиозной виртуальности – опосредованных компьютерными онлайн-технологиями религиозных общностей дислокальных пользователей. Не будучи друг с другом знакомыми, они подписывались на электронные рассылки объявлений или на участие в совместной онлайн-практике. Исследования этого периода были сосредоточены на решении вопроса об аутентичности онлайн религиозных общностей и практик, существующих лишь виртуально, вне связи с офлайн-реальностью (O’Leary. 1996; Cobb. 1998; Wertheim. 1999).
Вторая волна исследований пришлась на начало 2000-х гг. и напрямую была связана с превращением интернета из закрытой сети профессионального общения специалистов в банальное пространство социальной жизни. Цифровизация социальной реальности сопровождалась всё большим вовлечением традиционных и новых религий в использование интернета и новых медиа. Характерной чертой этого периода стало международное сотрудничество учёных, вовлечённых в исследования вновь открывшихся в реальности интернета онлайн религиозных практик, дискурсов. Введённые тогда понятия – «сакральное кибер-пространство» (O’Leary. 2004), «онлайн-религия и религия онлайн» (Helland. 2000), «киберрелигия» (Højsgaard. 2005), «виртуальная религиозная общность» (Dawson. 2004), «религия в киберпространстве и религия киберпространства» (Karaflogka. 2002. P. 284–286) – заложили концептуальную рамку религиоведческих и востоковедных исследований религиозных общностей, существующих в интернете.
Третий период развития поля междисциплинарных исследований взаимовлияний религии и интернета был простимулирован значимыми изменениями религиозных взаимодействий онлайн и практик в связи с распространением мобильных телефонов и далее смартфонов, появлением новых медиатехнологий и социальных сетей. В 2010 г. американский социолог Х. Кэмпбелл предложила подход социорелигиозного форматирования технологий для изучения цифровой религии. Достаточно быстро этот подход обрёл огромную популярность в международной академической среде. Кэмпбелл также приложила немало усилий для консолидации разрозненных исследователей в рабочие группы по изучению цифровой религии. Итогом деятельности таких групп стали коллективные монографии – «Цифровая религия: понимание религиозной практики в мирах новых медиа » (Digital religion. 2013), «Игра с религией в цифровых играх» (Playing with religion ... 2014), «Цифровой иудаизм» (Digital Judaism. 2015).
Междисциплинарное поле цифровой религии (digital religion) объединило учёных из стран Западной Европы, США, Азии и Африки. Внутри этого поля выделились отчётливые концептуальные лидеры – американские социологи Х. Кэмпбелл, П. Х. Чон, а также международная коллаборация учёных под руководством американского религиоведа С. Гувера и американского исследователя медиакоммуникаций Набиля аш-Шейби. Их усилиями внутри междисциплинарной области «цифровой религии» была создана методология, высоко востребованная в практике эмпирических исследований цифрового расширения религий. К таковой относятся следующие подходы: подход социорелигиозного форматирования технологий (уже упоминавшийся выше) и концепция «религиозных цифровых новаторов» Кэмпбелл; концепция «духовного арбитража» Чон; концепция «третьего пространства цифровой религии» Гувера и аш-Шейби.
Подход социорелигиозного форматирования технологий содержит алгоритм выявления и анализа позиции той или иной религии по отношению к интернету и разрабатываемых ею стратегий использования медиатехнологий. Отношение к интернету и стратегии использования новых медиа формируется в контекстах офлайн- и онлайн-коммуникаций религиозных общин о собственной идентичности, принятых авторитетах и практиках. Кэмпбелл предложила соотносить офлайн и онлайн религиозные коммуникации по четырем параметрам: история и традиция использования новых технологий религиозным сообществом; ключевые религиозные ценности и доктрины, обусловливающие отношение религиозного сообщества к современности и соответственно выстраивание отношений с медиа; какие стратегии отношений с медиа разрабатывают религиозные сообщества; общинный дискурс о новых медиа (Campbell. 2010; Campbell. 2012. P. 188).
Значимым вкладом Кэмпбелл в методологию изучения способов порождения и легитимации авторитетов стала концепция религиозных цифровых новаторов (Campbell. 2016). Основываясь на концептуальной разработке Дж. Андерсона (Anderson. 1999) и результатах собственных исследований цифрового католичества, Кэмпбелл предложила выделять три типа религиозных цифровых новаторов, деятельность которых форматирует цифровые религиозные дискурсы. Это – цифровые профессионалы, цифровые спикеры и цифровые стратеги.
Цифровые профессионалы – это религиозно мотивированные разработчики религиозных мобильных приложений, программных обеспечений, веб-сайтов. Они, как правило, располагают профессиональным образованием, опытом и навыками для подобной деятельности либо уникальной одарённостью в этой сфере. Они создают онлайн-профили своей религиозной организации и рассматривают свою деятельность как форму религиозного служения. Цифровые спикеры – рядовые члены религиозной организации, нанимаемые ею по трудовому договору для управления сайтами, профайлами, администрирования форумов, ведения публичных дебатов от лица организации и др. Они рассматривают себя в качестве представителей религиозной организации в широкой публичности и своего рода переводчиков офлайн религиозной идентичности организации в её онлайн-формат. Цифровые стратеги – это все те, кто использует уже имеющиеся цифровые ресурсы для религиозных целей. В число цифровых стратегов Кэмпбелл включила онлайн-миссионеров, создающих инструментарий для цифрового распространения доктрин и установок конкретной религии, разработчиков религиозных мобильных приложений, веб-сайтов и социальных сетей. Наиболее активными и продуктивными в деле религиозного онлайн-просвещения и создания онлайн дискурсивных площадок являются религиозные блогеры. Они не разрабатывают технологических инноваций, но их религиозный цифровой контент привлекает широкую читательскую аудиторию. Среди таких цифровых стратегов-блогеров Кэмпбелл выделила два значимых вида – теологи-блогеры и теоблогеры.
Концепцию стратегического духовного арбитража П. Х. Чон разработала в контексте исследований способов адаптации религий к мировоззренчески плюральной цифровой среде. Медиакоммуникации религий встраиваются в единый поток коммуникаций на различных цифровых платформах. В условиях онлайн-делокализации знаний медиакоммуникации церковных лидеров обнаруживают себя в ситуации конкуренции с медиакоммуникациями альтернативных экспертов. Медиаконкуренция за легитимность эпистемического авторитета заставляет пасторов и религиозных лидеров создавать новые онлайн-консолидации – онлайн-паству, поддерживающую его/её дискурс. Именно так отстраивает себя онлайн-формат взаимодействия религиозных профессионалов и ординарных адептов, обозначенный Чон понятием «стратегический арбитраж». Стратегический арбитраж – это постепенная трансформация идентичности духовенства. В онлайн-коммуникации религиозные лидеры предпочитают занять позицию посредников и экспертов в медиации знаний. Вовлекая мирян в совместное продуцирование информации и экспертных знаний, духовенство оставляет за собой дискреционные полномочия. Такая стратегия позволяет духовенству отслеживать формирующиеся в онлайн-дискурсах темы, рецензируя те из них, которые могут расшатать офлайн коммуникативную систему религиозной организации. В итоге возникают новые консолидации клира и мирян, расширяется репертуар их офлайн- и онлайн-взаимодействий (Cheong. 2011. P. 941; Cheong. 2013. P. 81).
Изыскания коллектива учёных под руководством С. Гувера и Набиля аш-Шейби проводятся в рамках работы Центра исследования медиа, религии и культуры Университета Колорадо. Они сконцентрированы на выявлении новых форм религиозности и религиозной практики, порождаемых симбиозом религий и новой медиакультуры. Гувер и аш-Шейби полагают, что цифровое религиозное третье пространство является социальным пространством, в котором люди осознанно конструируют практики и смыслы и получают опыт их переживания. В своём теоретизировании они комбинируют понятия «третьего пространства» известного американского культуролога Х. Бхабхи и концепцию «третьего места» американского социолога Р. Ольденбурга. Цифровое религиозное третье пространство – это контактная зона между публично закреплёнными религиозными авторитетами и институтами и индивидуальным религиозным опытом и практиками. Цифровая религия образует своё третье пространство между церковью, мечетью, монастырём, группой единоверцев и индивидуальной религиозной практикой. Религиозные третьи пространства – это небольшие замкнутые сферы действия и практики, которые сами для себя являются пространством. Они производят деконструкцию институционально принятых религиозных нарративов и создают их новые версии. Казалось бы, статистически небольшие, замкнутые и самореферентные, эти третьи религиозные пространства осуществляют ревизию офлайн-моделей авторитетности, аутентичности и общинности (Hoover. 2014).
Исследования цифровой религии развиваются вокруг трёх основных тем – идентичность, общность и авторитет. В онлайн-реальности религиозных коммуникаций веб-сайты, влоги и блоги становятся средой для конструирования новых религиозных идентичностей и трансформации границ и компонентов традиционных идентичностей (Lövheim. 2013; Evolvi. 2017). Религиозные онлайн-сообщества, возникающие на соответствующих интерактивных веб-сайтах и вокруг блогов в социальных сетях, укрепляют доктринальную просвещённость и приверженность, устанавливают связи между акторами и коллективами, предлагают новые формы религиозного участия. Религии обнаруживают себя в ситуации конкурентного противостояния легитимаций, принятых в традиции религиозных авторитетов и вновь создаваемых в цифровом измерении. Религиозные профессионалы принимают различные роли и стратегии участия в форматировании цифровых контуров традиции: участвуют в онлайн-форумах, создают блоги, привлекая к себе новых сторонников и укрепляя свой авторитет, принимают позицию экспертов, используют популярные социальные сети и мобильные приложения для расширения миссионерского поля (Cheong. 2011; Evolvi. 2017; Kołodziejska. 2018).