Юзабилити
Юзаби́лити (англ. usability), степень удобства, с которой продукт может быть использован конкретными пользователями в определённом контексте для достижения установленных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью. Косвенные источники указывают, что первое использование термина «юзабилити» за рубежом приходится на 1980-е гг. В частности, Дж. Сауро упоминает статью «Designing for Usability: Key Principles and What Users Think» Дж. Гулда и К. Льюиса, опубликованную в 1985 г., как знаковую работу (Sauro. 2013). Авторы рассматривали юзабилити как степень удобства и простоту использования компьютерной системы.
Гулд и Льюис описывают 3 принципа, соблюдение которых при разработке дизайна обеспечивает удобство системы: фокус на пользователях и специфике их задач начиная с самых ранних этапов разработки дизайна; эмпирический анализ поведения и реакций пользователей при работе с прототипами системы; а также итеративный подход при разработке дизайна, где каждая следующая версия должна быть удачнее предыдущей (Gould. 1985).
Понимание юзабилити как сочетания эффективности, продуктивности и удовлетворённости было предложено Б. Шакелом в 1990 г. (Sauro. 2013). Эта концепция широко используется и сейчас, несмотря на предложенные другими авторами дополнения. В частности, А. Н. Костин описал данные компоненты как недостаточно полные и конфликтующие между собой (Костин. 2009), предложив взамен более точные параметры для других метрик оценки юзабилити, но широкого распространения эта концепция на данный момент не получила.
Н. Беван и коллеги (Bevan. 1991) указывают, что дефиниция термина, принятая на данный момент, была впервые закреплена в стандарте ISO 9241 после того, как её окончательно сформулировали Дж. Брук и коллеги (Usability statements and standardisation. 1990). Это определение уже и учитывало ограничения со стороны пользователей, контекста и цели, и включало 3 измеряемых компонента, которые легли в основу метрик. С того времени существенных изменений оно не претерпело.
«Юзабилити» также переводят как «пригодность для использования»: «...Свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью» (ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012. Эргономика взаимодействия человек–система. 2013. С. 2).
Ограничения со стороны пользователей, контекста и целей продиктованы тем фактом, что универсально удобной системы не существует. Система, рассчитанная на использование целевыми пользователями, может быть неудобной для остальных категорий людей, при этом оставаясь удобной для первых. Под целевыми пользователями понимают те группы людей, которые уже решают свои задачи в системе или потенциально могут это делать. Целевые пользователи обычно отличаются от всех остальных людей по таким параметрам, как опыт использования системы, опыт получения аналогичных услуг, социально-демографические характеристики и т. д.
Контекст использования описывает весь спектр ситуаций, в которых пользователь обращается к системе. Это могут быть как характеристики окружающей среды (время дня, устройство для доступа к системе, наличие рядом других людей и т. д.), так и характеристики самого пользователя (доступные ресурсы внимания и памяти, мобильность и т. д.).
Целью пользователя считается тот результат, которого сам пользователь пытается достичь. Для достижения такой цели ему приходится выполнять задачи в интерфейсе. Репрезентативные задачи для разных интерфейсов будут различаться, т. к. с ними работают разные группы целевых пользователей. Юзабилити – степень удобства системы, для оценки этого свойства используются специальные метрики, которые показывают, насколько система является удобной или неудобной.
Степень удобства Я. Нильсен предлагает раскрывать через 5 компонентов:
лёгкость в изучении (англ. learnability): описывает первое взаимодействие пользователя в системе – насколько легко или сложно пользователю выполнять свои задачи в незнакомом интерфейсе;
эффективность (англ. efficiency): показывает, насколько успешно уже опытные пользователи системы в состоянии выполнять свои задачи в ней после того, как освоили её на должном уровне;
запоминаемость (англ. memorability): компонент, который показывает, какое количество усилий требуется пользователям для восстановления навыков работы в системе после перерыва;
ошибки (англ. errors): количество и серьёзность ошибок, которые совершают пользователи при работе с системой; компонент также описывает, насколько легко или сложно пользователю будет распознать и исправить ошибку самостоятельно;
удовлетворённость (англ. satisfaction): отражает эмоциональную составляющую, а именно – какие эмоции вызывает у пользователей процесс выполнения задач и их интенсивность (Nielsen. 2013).