История завода «Красное Сормово»
История завода «Красное Сормово». Закладка Сормовской машинной фабрики состоялась в 1849 г. на территории деревни Соромово Балахнинского уезда Нижегородской губернии (по распоряжению владельца завода Д. Е. Бенардаки деревня была переименована в Сормово; ныне Сормовский район Нижнего Новгорода). Выбор места для строительства определялся традициями судостроения, существовавшими в окрестностях Нижнего Новгорода, крупного центра волжской торговли. Уже в 1850 г. со стапелей верфи сошёл первый пароход – «Ласточка». С началом Крымской войны 1853–1856 гг. на фабрике началось строительство пароходных судов для Каспийской военной флотилии. В 1858 г. построена первая на Волге паровая землечерпательная машина. Постепенно расширялась производственная база предприятия: в 1857 г. построен железопеределочный цех, предназначенный для приготовления котельного и корабельного железа.
Сормовская машинная фабрика стала местом, где на протяжении полутора столетий впервые в стране внедряются новые производственные технологии. В 1870 г. на фабрике установлена и запущена первая в России мартеновская печь (за это нововведение предприятие удостоено бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки, 1870). В 1871 г. cпущен на воду первый товаро-пассажирский колёсный пароход в железном корпусе с двухэтажной надстройкой, получивший название «Переворот». Изначально предприятие специализировалось исключительно на строительстве паровых судов (в 1860–1869 построено 40 паровых судов), но в 1874 г. из-за разразившегося промышленного кризиса строительство судов прекращено, налажено производство железнодорожной продукции – вагонов, рельсов, сигнальных приборов и др. За 1876–1880 гг. для железных дорог страны поставлено 6628 товарных вагонов. Развитие железнодорожного строительства привело к тому, что к началу 1880-х гг. вагоностроение заняло ведущее положение в объёмах производства предприятия. В 1882 г. возобновлено судостроение. В 1887 г. завод перешёл к строительству морских транспортных кораблей.
В 1894 г. предприятие вошло в акционерное общество «Сормово», в 1913 г. образован концерн «Коломна – Сормово». Завод выпускал железнодорожное оборудование, суда, паровые машины, мостовые сооружения и металлические конструкции, сталь, чугун, листовое, прокатное, кованое и сортовое железо и др. С 1907 г. налажено производство трамвайных вагонов, золотопромышленных драг, бурового оборудования для нефтяных промыслов. В 1913 г. спущен на воду самый крупный самоходный сухогрузный теплоход на Волге – «Данилиха» (грузоподъёмность 2 тыс. т). Накануне Первой мировой войны 1914–1918 гг. налажено производство военной продукции, с 1915 г. вооружение стало основной продукцией завода.
В 1918 г. предприятие национализировано, в 1922 г. получило название «Красное Сормово». Строительство первых в стране танков начато в 1920 г., подводных лодок – в 1930 г. В 1931 г. завод «Красное Сормово» преобразован в комбинат, начато строительство думпкаров. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. завод производил танки Т-34 и подводные лодки. После войны «Красное Сормово» переходит на серийный выпуск грузопассажирских судов для Волжского бассейна и пассажирских паровозов. В 1950-е гг. начат выпуск бытовых стиральных машин «Волна».
В 1955 г. заводом впервые в СССР освоена технология непрерывной разливки стали. В конце 1980-х гг. завод производил башенные краны для домостроения. В мае 1988 г. образовано производственное объединение «Завод «Красное Сормово». В 1992 г. объединение вошло в состав концерна «Морское кораблестроение». В 1990-е гг. на предприятии была произведена вынужденная конверсия, единственным направлением работы осталось судостроение. В 2000 г. «Завод «Красное Сормово» вошёл в корпорацию «Объединённые машиностроительные заводы (Группа Уралмаш – Ижора)». В 2020 г. «Завод «Красное Сормово» строит современные гражданские суда, нефтеналивные танкеры и сухогрузные теплоходы, а также надводные суда и дизельные подводные лодки для ВМФ РФ и на экспорт.