Инфотейнмент
Инфоте́йнмент (англ. infotainment, от information – информация и entertainment – развлечение), способ подачи контента в современных медиа, сочетающий информирование аудитории с её развлечением. В современной массовой культуре инфотейнмент связан прежде всего с телевидением, но также используется в различных медиумах: печатная пресса (таблоиды, светские издания и др.), информационно-развлекательные радиопередачи, оригинальный контент видеохостингов и новостных веб-сайтов.
Определение инфотейнмента не устоялось. Различные исследователи относят к этому явлению как подачу материала, подразумевающую чередование серьёзных новостей и развлекательных сюжетов, так и подачу информации в шутливой, игровой манере в целом. Часто к инфотейнменту относят несущественные новости, т. н. инфошум: малозначимые бытовые сюжеты, события жизни малоизвестных лиц, подаваемые как общезначимая светская хроника и т. д. (критерии существенности определяются критиком). Синонимом инфотейнмента иногда выступает термин «мягкие новости» (англ. soft news), противопоставляемые «жёстким новостям» (hard news) – сюжетам, касающимся важных социальных, политических и экономических событий.
Термин «инфотейнмент» появился в 1970-х гг., однако генеалогия явления прослеживается до середины 19 в. В 1846 г. в свет вышел первый выпуск газеты «Иллюстрированные лондонские новости» (The Illustrated London News) – первого медиа, бизнес-модель которого была построена на широком использовании развлекательного способа подачи информации (Thussu. 2007. P. 16).
На телевидении инфотейнмент находит выражение в особых форматах телепередач (например, утренних и новостных шоу), а его экспансию в сугубо новостные программы связывают с одновременным появлением частного телевидения во многих странах в конце 1980-х гг. Выпуски новостей стали конкурентным продуктом, приносящим крупные прибыли, что подталкивало телеканалы соревноваться за аудиторию, наполняя новостные блоки развлекательным контентом: логика медиарынка возобладала над логикой общественного интереса (Boukes. 2019). Со становлением видеохостингов, в первую очередь YouTube, и ростом доли интернет-зрителей многие телевизионные форматы, работающие с инфотейнментом, стали производиться специально и прежде всего для публикации в Интернете.
Исследователи критикуют инфотейнмент за сниженные стандарты журналистики и манипулятивность (в частности, односторонний подход и нежелание углубляться в контекст новости). При этом отмечается, что такой облегчённый способ подачи информации позволяет привлекать более широкую аудиторию (Boukes. 2019).