Индонезия. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Индоне́зии. Ключевую роль во внутренних и внешних связях Индонезии играет воздушный и морской транспорт. Автодорожная сеть наиболее развита на о. Ява. Железнодорожное сообщение действует на островах Ява, Суматра и Сулавеси.
Автомобильный транспорт
Общая протяжённость дорог в Индонезии составляет 544,5 тыс. км (2019; из них 325,6 км с твёрдым покрытием; 348 тыс. км и 203,3 тыс. км соответственно в 2000). Из общей протяжённости 47,0 тыс. км приходится на дороги государственного подчинения и 54,7 тыс. км – провинциального, что, как правило, свидетельствует об их более высоком качестве, однако, по официальным данным, из 47 тыс. км дорог государственного подчинения 2409 км повреждены, 976 км серьёзно повреждены, 3 тыс. км не асфальтированы, 21,1 тыс. км в хорошем состоянии. Аналогичная ситуация с дорогами провинциального подчинения: из 54,7 тыс. км 7,0 тыс. км повреждены, 5,9 тыс. км – сильно повреждены, асфальтированы 39,8 тыс. км, 28,9 тыс. км были в хорошем состоянии.
Протяжённость платных скоростных дорог 2386 км (2021). К концу 2024 г. планируется довести их протяжённость до 5103 км.
В период 2015–2019 гг. возросло количество автотранспортных средств: легковых автомобилей (включая внедорожники) – с 12,3 до 15,6 млн (в том числе 10,7 млн приходится на Яву); автобусов – с 196,3 до 231,6 тыс. (в том числе 131,2 тыс. на Яве). Однако сократилось количество грузовых автомобилей – с 6,6 до 5,0 млн (в том числе на Яве 2,5 млн) и мотоциклов/скутеров – с 121,4 до 112,8 млн (в том числе 67,0 млн на Яве).
Автомобильным транспортом перевезено 428 млн пассажиров (в том числе 420 млн на Яве) при средней поездке 68 км (2019).
Железнодорожный транспорт
Протяжённость действующих железных дорог Индонезии составляет 7032 км (2022), ещё 2–3 тыс. км старых железнодорожных путей, построенных в колониальный период, но заброшенных в период независимости, планируется восстановить (в 1928 протяжённость железнодорожных и трамвайных путей в колонии была 7464 км). Железнодорожное сообщение действует на островах Ява, Суматра и Сулавеси. За исключением электрифицированных участков в столичной агломерации, где используются электровозы, основная часть дорог обслуживается локомотивами на дизельной тяге: на Яве – 269 ед., на Суматре – 252 ед. На Яве железнодорожный транспорт в основном используется для перевозки пассажиров, на Суматре в большей мере предназначен для перевозки грузов.
В 2020 г. на Суматре железнодорожным транспортом перевезено 37,2 млн т грузов (37,4 млн т в 2019), 2,7 млн пассажиров (8,1 млн в 2019); на Яве – 11,2 млн т грузов (13,7 млн т в 2019), 183,4 млн пассажиров (в том числе 154,6 млн в столичной агломерации Джакарта – Богор – Депок – Тангеранг – Бекаси; 419,9 млн пассажиров в 2019).
В Джакарте функционирует метрополитен (оператор – госпредприятие Mass Rapid Transit Jakarta, принадлежащее столичному правительству; 1 линия; 13 станций; длина сети 15,7 км; ежедневно перевозит более 90 тыс. пассажиров).
Важным новым направлением развития транспортной инфраструктуры является строительство «лёгкого метро», или LRT (Light Rail Transit), в столичном регионе [маршрут Джакарта – Богор – Депок – Бекаси; в августе 2023 открыты 2 линии (18 станций)] и в г. Палембанг, Южная Суматра (2018).
Трубопроводный транспорт
Действует газопровод, принадлежащий компании Perusahaan Gas Negara (PGN; 1965; дочерняя компания Pertamina; штаб-квартира – в Джакарте). Его длина составляет 10 776 км (2021; 96 % всей газотранспортной системы Индонезии; Восточная Ява – 1242 км, в том числе 606 км приходится на г. Сурабая и 419 км – на кабупатен Сидоарджо).
Водный транспорт
Важным направлением является обеспечение скоростной и своевременной доставки грузов и пассажиров морским путём в самые удалённые и труднодоступные районы страны, в первую очередь в восточной части Индонезии.
Главные морские порты Индонезии (2020; отправка грузов млн т): Макасар (провинция Южный Сулавеси) – 3,6 (4,0 в 2019); Танджунг-Перак (г. Сурабая) – 3,9 (4,7 в 2019); Баликпапан (провинция Восточный Калимантан) – 9,4 (9,6 в 2019); Танджунг-Приок (Джакарта) – 11,9 (14,7 в 2019). В 2020 г. грузооборот всех основных портов Индонезии сократился, а отправка грузов из Белавана (г. Медан) снизилась более чем в 10 раз: 68,0 тыс. т в 2020 г.; 732,5 тыс. т в 2019 г. Помимо 5 основных морских портов, в Индонезии насчитывается ещё около 2 тыс. портов, считающихся «стратегическими».
Важное значение для транспортных связей в стране имеют порты, откуда осуществляется межостровное паромное сообщение (278 портов, имеющих такой статус).
Авиационный транспорт
Крупнейшие аэропорты Индонезии (2020):
Сукарно-Хатта (г. Джакарта): пассажиропоток международных рейсов 1,5 млн человек, внутренних рейсов – 8,6 млн человек (7,9 и 19,3 млн в 2019), грузооборот 285,6 тыс. т (305,7 тыс. т в 2019).
Нгурах-Рай (Бали): пассажиропоток международных рейсов 1,4 млн человек, внутренних рейсов – 1,8 млн человек (6,9 и 5,0 млн в 2019), грузооборот 27,4 тыс. т (68,8 тыс. т в 2019).
Джуанда (г. Сурабая): пассажиропоток международных рейсов 199 тыс. человек, внутренних рейсов – 2,7 млн человек (1,2 и 6,3 млн в 2019), грузооборот 43,9 тыс. т (53,3 тыс. т в 2019).
Куаланаму (кабупатен Дели-Серданг; обслуживает г. Медан и другие части провинции Северная Суматра): пассажиропоток международных рейсов 188 тыс. человек, внутренних рейсов – 1,3 млн человек (1,1 и 2,6 млн в 2019), грузооборот 18,5 тыс. т (23,1 тыс. т в 2019).
Хасануддин (г. Макасар): пассажиропоток международных рейсов 33 тыс. человек, внутренних рейсов – 1,8 млн человек (155 тыс. и 3,4 млн в 2019), грузооборот 25,9 тыс. т (23,0 тыс. т в 2019).
Всего в стране 297 аэропортов (из них – 34 международных; 2021), недавно открывшиеся: Летунг (о. Джемаджа, провинция Архипелаг Риау; самолёты малой авиации компании Susi Air), Намнивел (о. Буру, провинция Малуку; обслуживает самолёты АТР-72 компании Wings Air, летающие преимущественно до аэропорта Амбона), Миангас (о. Миангас, провинция Северный Сулавеси; обслуживает самолёты АТР-72 компании Wings Air), Малео (провинция Центральный Сулавеси; обслуживает самолёты АТР-72 компании Wings Air, летающие в города Палу, Кендари и Макасар), Маратуа (о. Маратуа, архипелаг Дераван, кабупатен Берау, провинция Восточный Калимантан; принимает самолёты из международного аэропорта г. Баликпапан; для привлечения на архипелаг туристов), АПТ Праното (г. Самаринда, провинция Восточный Калимантан; международный; обслуживает рейсы в Малайзию, Бруней и Сингапур), Верур (провинция Западное Папуа; военный аэродром принимает самолёты Susi Air из г. Соронг), Вириадината (кабупатен Тасикмалая, провинция Западная Ява; обслуживает рейсы в Джакарту), новый международный аэропорт особого округа Джокьякарта (кабупатен Кулон-Прого; увеличение потока туристов в г. Джокьякарта).
Хотя в удалённых и труднодоступных районах, особенно на Папуа, малая авиация зачастую является единственным средством транспортного сообщения, развитие сети аэропортов далеко не всегда осуществляется с учётом реальной потребности местного населения и авиакомпаний. Так, введённый в строй в мае 2018 г. международный аэропорт Кертаджати в кабупатене Маджаленка (провинция Западная Ява) в качестве дублёра аэропорта в г. Бандунг (в значительной мере рассчитанного на мусульманских паломников) оказался практически невостребованным. Имея взлётно-посадочную полосу длиной 3000 м для приёма широкофюзеляжных самолётов типа «Боинг – 777», рассчитанный на пассажиропоток 29 млн человек в год, он простаивает. Во избежание подобных ситуаций в 2019 г. распоряжением министра транспорта № 39 было определено, что на Яве новые аэропорты должны строиться на расстоянии не менее 100 км от существующих (Кертаджати находится в 68 км от г. Бандунг) и быть предназначенными для обслуживания не менее 500 тыс. жителей и транспортировки грузов не менее 2 тыс. т в год. Данное положение регулярно нарушается: например, расстояние между аэропортом Тунгул-Вулунг в кабупатене Чилачап провинции Центральная Ява и аэропортом имени Генерала Судирмана в кабупатене Пурбалинга той же провинции всего 65 км.
Крупнейшие авиакомпании Индонезии: Garuda Indonesia (1947; государственная; штаб-квартира – в Тангеранге; 144 самолёта), Lion Air (1999; частная; штаб-квартира – в Джакарте; 112 самолётов), Wings Air (2003; дочерняя компания Lion Air; штаб-квартира – в Джакарте; 54 самолёта), Batik Air (2013; дочерняя компания Lion Air; штаб-квартира – в Джакарте), Sriwijaya Air (2003; частная; 48 самолётов).
В 2020 г. 12 основных авиакомпаний Индонезии на внутренних рейсах перевезли 35,4 млн пассажиров (79,5 млн пассажиров в 2019). Более половины пришлось на авиакомпанию Lion Air – 12,5 млн (35,3 % рынка) и её дочерние компании Batik Air – 6,1 млн (17,3 %) и Wings Air – 2,8 млн (8 %). Национальная авиакомпания Garuda Indonesia перевезла 4,6 млн человек (13 % рынка), а её дочерняя компания Citilink – 5,4 млн (15,3 %). На эти две группы компаний пришлось около 89 % рынка внутренних перевозок, а 11% – на авиакомпании: Sriwijaya Air – 1,6 млн (4,5 %), Indonesia AirAsia – 1,1 млн (3,1 %), NAM Air – 0,7 млн (2 %), Trigana Air Service, TransNusa Aviation Mandiri и Xpress Air вместе – 0,5 млн (1,4 %).