Идеократия
Идеокра́тия (идея и греч. κράτος – сила, могущество, власть), политический режим, при котором осуществляется господство определённых идей, мировоззрения либо конкретная идеология претендует на всеобъемлемость своего влияния в обществе и государстве. Идеократия может быть основана как на религиозных, так и на политических идеях.
Особенности идеократического режима
Признаком идеократии является опора политического режима на определённую мировоззренческую систему, имеющую в обществе, государственном управлении и социально-экономических отношениях образующую роль. Идеократия выступает духовным регулятором социальных отношений и интерпретирует существующую действительность. Такой режим ориентируется на метапаттерны – «построение рая на земле», «царство Божия», «светлое будущее», используя для достижения этой цели мобилизацию населения. Идеократия стремится сохранить сакральное ядро общества посредством постоянного воспроизводства традиционных политических ценностей. Это может выражаться в опоре идеократических политических лидеров на древние ритуалы и символы, ценности семьи, преобладание коллективного над индивидуальным.
Идеократия в трудах российских евразийцев
Большой вклад в разработку концепции идеократии внесли российские евразийцы. Н. С. Трубецкой отмечал, что идеократическая система выстраивается правящем слоем на основе «идеи-правительницы». Доминирующая в государстве идея и персонифицированная власть связываются онтологически. Трубецкой к идеократическим признакам относил автаркию, жертвенность элиты, государственное регулирование духовной жизни, организацию планового хозяйства и невмешательство иностранного капитала. Философ К. А. Чхеидзе в отличие от Трубецкого смещал фокус «совершенной идеократии» с политической к антропологической плоскости. Чхеидзе полагал, что для развития концепции идеократии необходимо включение в евразийские идеи философии Н. Ф. Фёдорова.
Философ Н. Н. Алексеев свою модель идеократии видел в «эйдократическом отборе» политической элиты, представители которой должны осознавать значение эйдоса – глубоких смыслов мироустройства. Алексеев придерживался формирования эйдократии (или «идеократической демотии») – сочетания демотии (вольницы) с идеократией (диктатурой). Синтез статических и динамических компонентов, по Алексееву, образует особое «гарантийное государство». Статика гарантийного государства подчинена его долговременным целям и задачам, а динамика зависит от меняющихся интересов и потребностей населения.
Евразийцы обосновывали важную роль сильного государства, берущего руководящие функции в общественной жизни. Д. П. Святополк-Мирский развивал тезис об идеократических чертах сознания русского пролетариата.