Гусеничный движитель
Гу́сеничный дви́житель (гусеничная платформа), движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за счёт перематывания гусеничных лент.
Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт (11,8–118 кПа), т. е. меньше давления ноги человека. Тем самым гусеничный движитель предохраняется от глубокого погружения в грунт.
Типы гусеничного движителя (рис. 1):
с поддерживающими катками, задним ведущим колесом и свободными ленивцами;
без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс;
с поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем;
без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.
Гусеничный движитель включает в себя (рис.2,3) ведущую звёздочку, гусеничную цепь, опорные катки, направляющее колесо с натяжным устройством и поддерживающие ролики. Звёздочка приводит в действие гусеничную цепь и обеспечивает движение трактора. Гусеничная цепь состоит из звеньев, соединённых шарнирно с помощью пальцев.
Цепь огибает звёздочку, направляющее колесо, опорные катки и поддерживающие ролики, образуя замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес (сила тяжести) трактора через опорные катки распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, сцепление с ним хорошее.
Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора. Ролики поддерживают гусеничную цепь и удерживают её от бокового раскачивания во время движения трактора. Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для обеспечения правильного направления движения гусеничной цепи, её натяжения и амортизации гусеничного движителя.
Преимущества гусеничного движителя – высокие сцепные качества и проходимость, низкое среднее давление на грунт. Однако гусеничные тракторы уступают колесным по массе, скорости движения, универсальности использования в сельском хозяйстве.
На гусеничных тракторах широко применяют эластичную и полужёсткую подвески.
Эластичная подвеска (рис.2) состоит из объединённых системой рычагов и упругих элементов опорных катков, которые шарнирно соединены с рамой трактора. Катки объединены между собой попарно в каретку балансирной подвески.
В тракторах сельскохозяйственного назначения с каждой стороны предусмотрено по 2 каретки балансирной подвески. Эластичная подвеска позволяет каждому опорному катку копировать рельеф грунта, что улучшает плавность хода при движении на повышенных скоростях.
Полужёсткая подвеска (рис. 3) представляет собой гусеничную тележку, выполненную из балок различного сечения, на которых устанавливают все элементы движителя. Рама такой тележки соединяется с остовом трактора сзади шарниром, впереди на неё опирается остов через плоскую рессору.
Плавность хода тракторов с полужёсткой подвеской хуже, чем тракторов с эластичной подвеской.