Гштрайн Норберт
Гштрайн Но́рберт (Norbert Gstrein) (род. 3.6.1961, Мильс, Тироль), австрийский писатель.
Родился в многодетной семье владельца гостиницы и горнолыжного инструктора. В 1979–1984 гг. учился на математическом факультете Инсбрукского университета. С 1983 г. публиковал стихи и прозаические наброски в тирольских журналах. В 1986–1987 гг. учился в Стэнфордском университете (США), в 1988 г. в Эрлангенском университете (Германия). В 1988 г. представил диссертацию по философии языка, однако защищать её не стал.
Дебютная книга – повесть «Одиночка» («Einer», 1988), история молодого жителя тирольской деревни, рассказанная его родственниками и знакомыми. В 1989 г. вышла повесть «На другой день» («Anderntags»; премия Ингеборг Бахман, 1989). Повести и первые романы Гштрайна «Регистр» («Das Register», 1992) и «Советник коммерции» («Der Kommerzialrat», 1995) выдержаны в духе антиобластнической литературы, обращены к событиям и людям Тироля, к судьбам одиноких людей, пытающихся вырваться из узости и пустоты окружающего их провинциального мира.
В романе «Английские годы» («Die englischen Jahre», 1999; премия Альфреда Дёблина, 1999; рус. пер. под названием «Британец», 2003) героиня отправляется на поиски «пропавшей» автобиографии знаменитого британского писателя. Воспоминания его близких, знакомых, очевидцев восстанавливают историю австрийского эмигранта, изменившего своё имя, национальность, судьбу в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг., прожившего под чужой маской всю жизнь. Роман «Ремесло убийства» («Das Handwerk des Tötens», 2003; премия Уве Йонсона, 2003) выстроен как роман-расследование: реконструкция истории военного журналиста, убитого во время Косовского вооружённого конфликта 1998 г. Н. Гштрайн обращается к исторической памяти и роли масс-медиа в выстраивании картины событий, участники которых заняты «ремеслом убийства».
В романе «Вся правда» («Die ganze Wahrheit», 2010) гротескно изображены нравы современной литературно-издательской среды, в которой главная героиня, молодая вдова известного книгоиздателя, в написанной ею автобиографии прибегает к откровенному вымыслу, основанному на эзотерическом и мифологизирующем восприятии реальности. Сложно построенный, прочерчивающий несколько запутанных сюжетных линий роман «Предчувствие начала» («Eine Ahnung vom Anfang», 2013; Литературная премия австрийской промышленности Антона Вильдганса, 2013) посвящён проблеме религиозного фанатизма и радикализации современной молодёжи, причины которой кроются в воздействии школьной среды и идей, проповедуемых старшим поколением. Роман «В свободном мире» («In der freien Welt», 2016) начинается с попытки главного героя, немолодого австрийского писателя, распутать преступление – уличное убийство своего друга, американского журналиста и художника, и постепенно превращается в воспоминания об историях, связывавших этих людей и вовлёкших их в перипетии израильско-палестинского конфликта.
В романе «Когда я был молод» («Als ich jung war», 2019; Австрийская книжная премия, 2019) внешне бесстрастный наблюдатель за чужим счастьем вовлекается в события, приобретающие порой криминальный оттенок и обнажающие трагическое неустройство человеческих судеб, которое скрывается за праздничным фасадом. В романе «Второй Якоб» («Der zweite Jakob», 2021), насыщенном автобиографическими отсылками, стареющий киноактёр в канун своего 60-летия заново проживает историю своей жизни, которая предстаёт в двух ипостасях: в его собственных воспоминаниях и в пишущейся о нём юбилейной биографии. Подлинность или вторичность человеческого «я» рассматривается в плотной связи с проблемой достоверности любого повествования о реальности, о которой Гштрайн размышлял в своей эссеистической книге «Кому принадлежит чья-то история? Факты, вымысел и доказательства против любой правдоподобности действительной жизни» («Wem gehört eine Geschichte? Fakten, Fiktionen und ein Beweismittel gegen alle Wahrscheinlichkeit des wirklichen Lebens», 2004).