Городской тоннель
Городско́й тонне́ль, тоннель, расположенный в черте города под застроенной территорией, транспортными магистралями, высотными или водными преградами и т. п. Городские тоннели по назначению подразделяют на транспортные (автодорожные, железнодорожные, метрополитены, трамвайные, совмещённые), пешеходные и коммунальные (канализационные, водопроводные, для газо- и теплоснабжения, кабельные, коллекторные). Городской тоннель сооружают мелкого (до 10–12 м от поверхности земли) или глубокого (более 10–12 м) заложения. Городской тоннель мелкого заложения строят в основном открытыми способами с полным или частичным вскрытием поверхности земли, глубокого заложения – закрытыми способами (преимущественно щитовым). Подводные городские тоннели сооружают как щитовым, так и способом опускных секций. Участки городских тоннелей под искусственными или естественными препятствиями проходят продавливанием или под защитой экранов труб. В сложных градостроительных и инженерно-геологических условиях при строительстве городских тоннелей проводят специальные работы по осушению и закреплению грунтового массива: водопонижение, замораживание, струйную цементацию и др. В целях обеспечения технической и экологической безопасности городские тоннели оснащают системами вентиляции, освещения, водоотвода, средствами пожаротушения, регулирования движения (в транспортных тоннелях). Предусматриваются меры по профилактике и быстрому устранению последствий возможных аварийных ситуаций, в т. ч. пути срочной эвакуации людей в случае пожара.
Городские тоннели эксплуатируются и строятся во многих крупных городах. Например, в Москве эксплуатируются свыше 100 транспортных, более 400 пешеходных тоннелей, 449,1 км тоннелей метрополитена в двухпутном исчислении (2022). В конце 20 в. наметилась тенденция интеграции городских тоннелей в единую транспортную систему города, включающую также подземные железнодорожные станции, станции метрополитена, терминалы аэропортов, подземные автостоянки и гаражи, многофункциональные подземные комплексы.