Гюнтер Иоганн Кристиан
Гю́нтер Иога́нн Кри́стиан (Johann Christian Günther) (8.4.1695, Штригау, Силезия, ныне Стшегом, Польша – 15.3.1723, Йена, Германия), немецкий поэт раннего Просвещения.
Родился в семье бедного врача. Получил начальное домашнее образование, в 1710–1715 гг. учился в лютеранской гимназии в Швайднице (ныне Свидница, Польша) при поддержке меценатов. На формирование юного поэта оказали влияние его учителя – классик-филолог Кристиан Лейбшер, познакомивший его с греческой и латинской просодией, и Беньямин Шмольк (Шмольке; 1672–1737), известный в Силезии автор текстов церковных песен (Kirchenlied).
Первые поэтические опыты связаны с жанром дружеских стихотворных посланий и пространных стихотворений на случай, среди которых выделяется «На смерть его возлюбленной Флавии» («Auf den Tod seiner geliebten Flavie»), состоящее из 230 строк. Особое место занимали любовные стихотворения, в которых Гюнтер прибегал и к формам эротической поэзии в духе К. Г. фон Гофмансвальдау, и к традиции поэтических ламентаций о неверности возлюбленной в бренном мире, где царит богатство. Играл в школьном театре, для которого перевёл с латинского несколько пьес. В 1715 г. написал школьную драму «Напрасная ревность Теодозио» («Die von Theodosio bereuete Eifersucht»).
В 1715–1717 гг. Гюнтер изучал медицину в Виттенбергском университете. Созданные в эти годы стихи о любви, студенческие песни, стихотворения-посвящения демонстрируют свободное владение поэтической традицией; их публикация принесла автору признание среди образованной публики. Лишённый иных средств к существованию, Гюнтер писал стихотворения на заказ. Летом 1717 г. он перебрался в Лейпциг. Существенную поддержку поэту оказывал Иоганн Бурхард Менке (1674–1732), профессор Лейпцигского университета и автор галантных стихов. Поэзия лейпцигского периода насыщена анакреонтическими мотивами и обнаруживает влияние эротической лирики Овидия. При этом любовные ситуации, в которых оказывается лирический герой, и женские образы не предстают как рационально выстроенные барочные аллегории, они наполнены пульсирующей жизнью. Личное чувство прорывается сквозь устоявшиеся риторические формулы за счёт обращения к простому языку, к народным присловьям и поговоркам. В стихотворении «Свадебная шутка» («Hochzeitscherz», 1718), представляющем собой вольное переложение с латинского языка одной из поэм из сборника «Поцелуи» («Basia», 1539) нидерландского поэта Иоанна Секунда (1511–1536), Гюнтер, шутливо наставляя счастливую пару, создаёт живую и динамичную картину первой брачной ночи, наполненную гармонией чувственности. В стихотворениях «К столь любезному его сердцу разнообразию в любви» («Auf die ihm so beliebte Abwechslung im Lieben», 1718), «Как в Леоноре наконец удалось пробудить любовь» («Als Leonore sich endlich zum Lieben bewegen liess», 1718), «Отвергнутая любовь» («Die verworfene Liebe», 1718) Гюнтер вводит в галантную поэзию индивидуальное переживание. В большом (520 строк) полемическом стихотворении «Разоблачённый Криспин из Швейдница, или Злокозненность, наказанная музами» («Der entlarvte Crispinus von Schweidnitz aus Schlesien oder die von den Musen gestriegelte Tadelsucht», 1719) поэт подвергает сатирическому осмеянию своих литературных врагов, тартюфов и ревнителей протестантского благочестия. В стихотворении «Как он роптал на несовершенство нынешнего мира» («Als er sich ueber den Eigensinn der heutigen Welt beklagte», 1719) лирический герой саркастически заявляет о необходимости «с волками выть» в погрязшем в пороках обществе, набрасывая картину современных нравов.
Особым поэтическим достижением лейпцигского периода стала ода «На мир, заключённый Его Императорским Величеством и Высокой Портой в 1718 году» («Auf den zwischen Ihro Kaiserlicher Majestät und der Pforte Anno 1718 geschlossenen Frieden», 1719), написанная в честь австрийского полководца принца Евгения Савойского и представляющая собой образец поэмы с национальным содержанием. Выразительность картин и патриотический пафос оды Гюнтера, достоинства её просодии и метрики повлияли впоследствии на М. В. Ломоносова, который построил свою «Оду блаженныя памяти Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года», опираясь на поэтику этого произведения. Гюнтер надеялся этой одой обеспечить себе устойчивое существование, однако императорский двор в Вене отказал ему в поддержке.
В 1719 г. Гюнтер по совету Менке отправился в Дрезден с целью получить место поэта при дворе Августа II Сильного, но потерпел неудачу во время выступления со своими стихами.
Гюнтер вернулся к себе на родину, однако отец, недовольный образом жизни сына и его занятиями поэзией, не пустил его даже на порог дома. Поэт нашёл недолгое пристанище у меценатов в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В январе 1720 г., добираясь пешком из Бреслау в Лейпциг, он тяжело заболел и несколько месяцев провёл в приюте для бедных в Лаубане (ныне Любань, Польша). Отчаявшийся, гонимый, преследуемый в печати, Гюнтер продолжал писать стихи, обращаясь прежде всего к жанру духовной оды и жалобной песни. Осенью 1720 г. он отправился в Кройцберг и занялся врачебной деятельностью. Там же обручился с дочерью местного пастора, но после новой попытки примирения с отцом и его отказа благословить этот брак Гюнтер в июне 1721 г. опять сорвался с места, решив окончательно оставить родной край.
В марте 1722 г. в саксонском Шмидеберге Гюнтер создал объёмное (416 строк) покаянное стихотворение «Немилость честного и верного отца, которую пытался смягчить этими строками послушный сын, покидающий своё отечество» («Den Unwillen eines redlichen und getreuen Vaters suchte durch diese Vorstellungen bei dem Abschiede aus seinem Vaterlande zu besänftigen ein gehorsamer Sohn»). В нём лирический герой винит себя в прегрешениях против родительской воли, в некотором вольнодумстве по отношению к вере, в странническом образе жизни, но в то же время отстаивает своё личное право и внутреннее призвание быть поэтом, высокую миссию поэзии.
В октябре 1722 г. (после очередной неудачи обрести знатных покровителей его творчества) Гюнтер добрался до Йены, где намеревался завершить своё медицинское образование и получить диплом врача. Однако здоровье его было окончательно подорвано.
Умер от туберкулёза.
Первый сборник его стихотворений издан посмертно в 1724 г. и сделал Гюнтера одним из самых читаемых авторов 1-й половины 18 в.