Газобаллонный автомобиль
Газобалло́нный автомоби́ль, автомобиль, двигатель которого приспособлен для работы на альтернативном автомобильном топливе: природном газе (метане) в сжатом (компримированном) или сжиженном состоянии, сжиженной смеси пропана и бутана, биогазе, диметиловом эфире, водороде и др., содержащихся в баллонах.
В зависимости от системы питания и применяемого двигателя газобаллонные автомобили разделяются на однотопливные (с газовой системой питания); двухтопливные (с двумя системами питания, одна из которых бензиновая); газодизели (с двумя системами питания, одна из которых дизельная, а вторая – газовая, работающая в газодизельном режиме одновременно с дизельной). В соответствии с типом базового двигателя на газобаллонный автомобиль устанавливается газобаллонное оборудование с эжекционной или инжекторной системой подачи газа. Основные элементы газобаллонного оборудования: баллоны для хранения газа, рассчитанные на рабочее давление от 40 до 1,6 МПа (в зависимости от применяемого газа), запорная арматура, газовые редукторы, дозаторы, смесители, системы управления подачей газа.
Газобаллонные автомобили эксплуатируются с 1920-х гг.; в СССР промышленный выпуск автомобилей, работающих на сжатых газах, был начат в 1939 г., на сжиженных – в 1953 г. Основные преимущества газобаллонного автомобиля перед автомобилями, работающими на традиционных топливах: меньшая стоимость топлива, экологическая безопасность (малая токсичность отработавших газов), меньший износ деталей двигателя. Вместе с тем рост парка газовых автомобилей связан с необходимостью дополнительных затрат на установку газобаллонного оборудования и создание специализированной производственно-технической базы. В ряде стран внедрение в эксплуатацию газобаллонных автомобилей поддерживается государственными органами (налоговые льготы, кредитование на выгодных условиях и др.).