Филиппины. Хозяйство. Внешняя торговля
Вне́шняя торго́вля Филиппи́н. Внешнеэкономические связи ориентированы на США, Японию, Китай, страны Европейского союза (ЕС), Австралию и в меньшей степени – на страны Юго-Восточной Азии (среди них главный партнёр – Таиланд). Наметился поворот в сторону региональных соседей и, ещё в большей степени, чем раньше, в сторону Китая.
Темпы роста внешней торговли в начале 2000-х гг. опережали темпы роста валового внутреннего продукта, однако в 2010-е гг. снизились. Филиппины являются 32-й по величине экспорта страной в мире (2018). Общий объём внешней торговли товарами составляет 182,1 млрд долл. (2018; 164,8 млрд в 2017), в том числе экспорт – 69,3 млрд (2018; 68,7 млрд в 2017), импорт – 112,8 млрд долл. (2018; 96,1 млрд в 2017). Это привело к отрицательному сальдо торгового баланса в стране: −43,5 млрд долл. (2018; −27,4 млрд в 2017).
В пятёрку главных торговых партнёров Филиппин в 2018 г. попали (% от общей доли товарооборота внешней торговли): Китай (23,8, в том числе Гонконг 6,9), Япония (11,6), США (10,3), Республика Корея (7,6).
Основными направлениями экспорта являются (2018; %): Китай (28,0; в том числе Гонконг 14,1), США (13,7), Япония (11,5) и Сингапур (8,2). Основные партнёры по импорту (%): Китай (32,0, в том числе Тайвань 8,0), Республика Корея (9,3), Япония (8,4), США (6,7) и Таиланд (6,2).
В структуре экспорта наибольшая доля приходится на электронную продукцию – более 55,3 % экспортной выручки (2018). В данную категорию входят производимые на Филиппинах микросхемы (31,4 %), запчасти для офисной техники (9,4 %), компьютеры (4,9 %), полупроводники (3,5 %), электротрансформаторы (2,6 %), изолированные тросы (2,4 %), другие электронные запчасти (2 %), а также порядка 60 других наименований. На категорию «прочие промышленные товары» приходится 6,3 %, на машины и транспортное оборудование (пассажирские и грузовые суда – 1,1 %; автомототранспортные средства, запчасти и аксессуары для них – 0,9 %; запчасти для самолётов – 0,6 %; а также комплектующие для двухколёсных транспортных средств; велосипеды, трайсиклы и др.) – 2,7 %.
В структуре импорта наибольшая доля (2018) приходится на товары электронной промышленности – свыше 25,4 %, на минеральное топливо и сопутствующие материалы, другие минеральные ресурсы – более 12,4 %, на транспортное оборудование – около 10,5 %. При этом из товаров электронной промышленности импортируются микросхемы (14,5 %), телерадиовещательное оборудование (1,7 %) и запчасти для офисной техники (1,5 %). В категории транспортных средств наибольшая доля импорта приходится на автомобили (2,8 % в общей структуре импорта), самолёты, вертолёты и/или космические аппараты (1,8 %), грузовые транспортные средства (1,3 %), мотоциклы и велосипеды (1 %).
Доля доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции – 8,8 % всего экспорта (2018). На свежие бананы, кокосовое масло и тунец суммарно приходится 63,6 % общей стоимости аграрного и рыболовного экспорта. Основные рынки: Китай и Япония – для экспорта свежих бананов, США и Нидерланды – кокосового масла, Великобритания и Япония – тунца.
Расходы на закупку на внешних рынках сельскохозяйственной продукции – 12,5 % общей стоимости импорта страны (2018). Пшеница (включая полбу), меслин (смесь пшеницы и ржи), соевые масло и жмых, молоко, сливки и сливочные продукты составляют 28,3 % от общей стоимости сельскохозяйственного импорта (2018). США – основной поставщик пшеницы (включая полбу), меслина и соевого масла (и жмыха), Новая Зеландия – молочной продукции.
Главной статьёй рыбного экспорта является консервированный тунец. Также на экспорт идут сардины, анчоусы, макрель, ставрида и креветки. После продолжительного периода стагнации экспорт рыбы и рыбных продуктов начал расти с середины 2000-х гг.
Общий объём экспорта услуг в 2018 г. достиг 34,2 млрд долл., импорт услуг составил 26,7 млрд (31,3 млрд и 25,9 млрд соответственно в 2017). Экспортные доходы приносят (2017) прочие деловые услуги (15,6 млрд долл.), туризм (около 7 млрд), телекоммуникационные услуги (5,6 млрд), услуги по эксплуатации промышленных объектов (3,5 млрд), транспорт (2,5 млрд).
Наибольшие траты в импорте услуг пришлись на выездной туризм (11,6 млрд долл. в 2017), транспорт (5,0 млрд), прочие деловые услуги (5,0 млрд), страхование и пенсионные услуги (1,5 млрд).
С 2016 г. проводится активная политика по развитию контактов со странами, ранее не являвшимися значимыми партнёрами Филиппин, в том числе с Россией: товарооборот превышает 1,1 млрд долл. (2019; 1,2 млрд в 2018; 568 млн в 2017; 1,05 млрд в 2014). Основная часть товарооборота приходится на следующие категории: минеральные продукты (25,8 %), продукты растительного происхождения (18,9 %), машины, оборудование и аппаратура (18,5 %), а также металлы и изделия из них (18,2 % в 2018).
Торговый баланс с Россией дефицитный. Импорт – 799,6 млн долл. (2018), где ведущими товарными категориями являются: минеральные продукты (39,5 %), металлы и изделия из них (27,5 %) и продукты растительного происхождения (24,1 %). Филиппинский экспорт в Россию – 417,4 млн долл. (2018), его основу составляют машины, оборудование и транспортные средства (83,0 %).
Товарооборот Филиппин со странами – членами ЕС составил 17,5 млрд долл. (2018; 16,3 млрд в 2017), или 9,6 % от общего объёма торговли. Экспорт в ЕС достиг 8,9 млрд долл. (12,9 % общего объёма экспорта, 2018), а импорт – 8,6 млрд (7,6 % общего объёма импорта, 2018). Пятёрку наиболее экспортируемых товаров в страны ЕС в 2018 г. составляют продукция электронной промышленности (5,4 млрд долл.), машины и транспортное оборудование (902 млн), кокосовое масло (сырое и рафинированное; 450 млн), другие промышленные товары (358 млн) и тунец (309 млн). Основными импортируемыми товарами из стран – членов ЕС в 2018 г. были транспортное оборудование (2,3 млрд долл.), продукция электронной промышленности (1,3 млрд), промышленное оборудование (816 млн), лекарственная и фармацевтическая продукция (675), а также продукты питания и живые животные (532 млн).
Объём внешней торговли товарами со странами – членами АСЕАН составил 39,6 млрд долл. (21,7 % от внешнеторгового товарооборота страны; 2018). Экспорт в страны – члены АСЕАН достиг 11,2 млрд долл., а импорт – 28,5 млрд, что привело к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса в размере 17,3 млрд. Таиланд – главный торговый партнёр страны среди стран – членов АСЕАН (27,2 % торгового оборота; экспорт в Таиланд 3,0 млрд, импорт – 7,8 млрд).
Ведущими экспортными товарами в страны – члены АСЕАН (2018) являются: электротовары (6,9 млрд долл.), прочие промышленные товары (778 млн), металлические компоненты (540 млн), катоды и секции катодов из рафинированной меди (426 млн), а также машины и транспортное оборудование (351 млн).
В первую пятёрку импортных товаров из стран – членов АСЕАН вошли: транспортное оборудование (5,5 млрд долл.), электротовары (5,1 млрд), минеральное топливо, смазочные материалы и сопутствующие материалы (3,5 млрд), продукты питания и живые животные (1,6 млрд) и промышленные машины и оборудование (1,4 млрд).