Филиппины. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Филиппи́н. На Филиппинах – в островной и гористой стране – важное место занимают перевозки пассажиров и грузов автомобильным и судоходным транспортом. Железных дорог мало, и авиасообщение развито слабо. Проблему транспортной связности правительство пытается решить с помощью совместных проектов с привлечением иностранного капитала из США, Японии и Китая.
Автомобильный транспорт
Общая протяжённость автодорог превышает 215 тыс. км (2012), среди них автострады, дороги местного значения, сельские и городские дороги, муниципальные дороги и дороги в барангаях (самая мелкая единица административного деления на Филиппинах: в сельской местности это обычно деревня, в городе – отдельный квартал). Около 27 % дорог заасфальтировано (2012). Протяжённость автострад свыше 25,4 тыс. км, 80 % – с твёрдым покрытием (2012).
Парк автотранспортных средств насчитывает более 13,0 млн единиц (2021; около 11,5 млн в 2017, свыше 9,7 млн в 2015), в том числе доля частных составляет 93 %. Среди частных автотранспортных средств на мототехнику (преимущественно мотоциклы и трициклы) приходится 61 %, автотранспортные средства общего назначения – 18 %, легковые автомобили – 10 %, на остальные типы – 11 % (2021).
Общественный транспорт не развит: с окраин Манилы в деловой центр города филиппинцы добираются в среднем по 3–4 часа каждый день и вынуждены при этом делать несколько пересадок, пользуясь всеми видами общественного транспорта – от тук-туков и мини-вэнов до поездов и автобусов.
В агломерации Манилы большинство дорог функционируют на пределе своей пропускной способности, что естественным образом приводит к частым транспортным коллапсам и низкой скорости движения. В общей сложности экономические потери из-за низкой эффективности транспортной инфраструктуры составляют около 27,2 млрд долл. в год (11 % ВВП; 2015).
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт функционирует только на о. Лусон. Железные дороги появились на Филиппинах в 1892 г., когда страна являлась колонией Испании, – от Манилы на север была построена Северная магистраль Манила – Дагупан. В 1902 г. (когда Филиппины были колонией США) началось строительство Южной магистрали от Манилы на юго-восток. К 1930-м гг. Северную магистраль протянули до г. Сан-Фернандо провинции Пампанга (Центральный Лусон), а Южную – до г. Легаспи провинции Альбай (регион Бикол). Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. и оккупации Филиппин японцами железные дороги были сильно повреждены, но, несмотря на последующие попытки их восстановить, постоянные стихийные бедствия, ведущие к повреждениям линий в разных местах, помешали этому. С 1988 г. начали закрываться разные участки Северной магистрали, и в 1998 г. она перестала функционировать. Участки Южной магистрали остались в работоспособном состоянии только в окрестностях Манилы и Легаспи. Основная часть линии была повреждена серией тайфунов и наводнений в 2006–2007 гг. и пока не восстановлена. В связи с этим железнодорожное сообщение представлено пригородными поездами в двух регионах – Национальном столичном и Биколе.
Железные дороги были проложены не только на о. Лусон, но ещё на двух островах – Себу и Панай. Обе линии управлялись компанией Panay Railways. Линия на Панае протяжённостью 117 км, соединявшая города Илоило и Рохас, действовала в 1907–1983 гг. как пассажирская и до 1989 г. как грузовая. В начале 1980-х гг. по ней ходил рельсовый автобус, к которому прицеплялись 2 вагона. Линия протяжённостью 42 км, связывавшая города Аргао и Данао на о. Себу, действовала с 1911 г. и была разрушена японцами в 1942 г.
Если до 2-й мировой войны 1939–1945 гг. протяжённость железных дорог в стране превышала 1,1 тыс. км, то по состоянию на 2021 г. их протяжённость сократилась до 156,8 км. В отчёте о глобальной конкурентоспособности за 2019 г. Филиппины получили самый низкий показатель эффективности железнодорожных перевозок среди других азиатских стран, получив оценку 2,4 и заняв 86-е место из 101 страны мира.
Управление железными дорогами осуществляет государственная компания Philippine National Railways (PNR; 1892, с 1964 современное название, штаб-квартира в Маниле). Курсируют по железным дорогам Филиппин дизельные поезда корейского (закуплены в 2009) или японского производства, а также японские тепловозы (1970-х гг. производства), которые тянут электрички производства Японии, выпущенные в 1982–1986 гг.
На Филиппинах действуют 3 пригородные линии: 1) пригородная линия агломерации Манилы PNR, расположенная в Национальном столичном регионе, связывающая города агломерации (Манила, Калоокан, Малабон, Макати, Тагиг, Параньяке и Мунтинлупа) и населённые пункты провинции Лагуна (регион Калабарсон); 2) межпровинциальная пригородная линия PNR, связывающая г. Сан-Пабло провинции Лагуна и г. Лусена провинции Кесон (регион Калабарсон); 3) пригородная линия PNR Bicol, расположенная в регионе Бикол и обеспечивающая перевозки пассажиров между станциями Сипокот, Нага (обе – в провинции Южный Камаринес) и Легаспи.
В Манильской агломерации действуют система легкорельсового транспорта Манилы (LRT; 1984; 33 станции; 2 линии; протяжённость более 30,6 км в 2023) и Манильский метрополитен (MRT; 2000; 13 станций; 1 линия; протяжённость 16,9 км в 2023).
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт на Филиппинах используется для транспортировки природного газа, нефти и нефтепродуктов. По состоянию на 2017 г. общая протяжённость сети газопроводов составляла 530 км, нефтепроводов – 138 км (не функционировала) и нефтепродуктопровода – 185 км. Крупнейшим газопроводом на Филиппинах является Малампая.
Малампая – это проект сверхглубоководного наземного газопровода протяжённостью 505 км. Этот газопровод с максимальным диаметром 24 дюйма начинается в Южно-Китайском море и заканчивается в регионе Калабарсон.
Морской транспорт
В 2012 г. на Филиппинах действовали 211 портов, обслуживавших каботажные перевозки, и 38 портов международного значения. В 2011 г. флот для внутренних морских перевозок состоял из 7299 судов с общим тоннажем 1,76 млрд т. В 2017 г. морским транспортом были перевезены 72,1 млн пассажиров.
Важную роль играет паромное сообщение между островами. Для его осуществления используется целый ряд судов, от больших грузовых до малых надувных лодок. Некоторые поездки на больших ночных паромах длятся день или два. На Филиппинах действует большое число судоходных компаний, в частности, 2GO Travel и Trans-Asia Shipping Lines. Автомобильное движение между островами осуществляется при помощи автомобильно-пассажирских паромов по 12 специальным морским маршрутам.
Моторные и немоторные лодки являются основным видом водного транспорта между островами, а также во внутренних и прибрежных водах. Местное плавательное средство бангка также обычно используется для рыбалки, перевозки товаров и поездок между островами.
Крупнейший порт страны – порт Манилы, концентрирующий до 68 % всех контейнерных перевозок (5,0 млн контейнеров ДФЭ в 2021). Он расположен в Манильском заливе на о. Лусон. Порт разделён на 2 части – Северную и Южную гавани. Северная гавань в основном используется для перевозки грузов, а Южная гавань – преимущественно для перевозки пассажиров.
Помимо порта Манилы, в пятёрку крупнейших в стране входят порты Себу (914 тыс. контейнеров ДФЭ в 2021, 12,4 % контейнерных перевозок; на о. Себу), Давао (на о. Минданао), Субик (на о. Лусон) и Кагаян-де-Оро (на о. Минданао). Все эти порты служат в основном для грузовых перевозок.
Другие города с крупными портами и пирсами: Баколод, Батангас, Бутуан, Илиган, Илоило, Холо, Легаспи, Лусена, Пуэрто-Принсеса, Сан-Фернандо, Субик, Замбоанга, Котабато, Хенераль-Сантос, Аллен, Ормок, Осамис, Суригао и Тагбиларан. Большинство из этих терминалов являются частью т. н. Strong Republic Nautical Highway (SRNH) – интеграции автодорожной сети с морскими портами на островах Лусон, Минданао и Висайских, созданной для более быстрого перемещения товаров и людей.
Авиационный транспорт
Авиационные перевозки начали осуществляться с 1941 г., когда была создана первая авиакомпания, выполняющая внутренние перевозки – Philippine Airlines. Она управлялась государством и вплоть до 1995 г. оставалась монополистом в своей сфере. С 1995 г. началась либерализация авиационной отрасли, с 1999 г. увеличилось число авиакомпаний, действующих на внутренних и международных авиалиниях.
В стране 247 аэропортов (2021), 89 из них с твёрдым покрытием, 11 имеют статус международных.
Самым крупным аэропортом Филиппин является международный аэропорт имени Ниноя Акино (1948; 47,9 млн пассажиров в 2019, 39-е место среди самых загруженных по пассажирообороту аэропортов мира; 32,1 млн в 2012, 34-е место), расположенный в г. Пасай, относящемся к агломерации Манилы.
Международный аэропорт Кларк (1996; 4 млн пассажиров в 2019), расположенный вблизи г. Анхелес, более чем в 80 км к северо-западу от Манилы, также является крупной воздушной гаванью страны. Первоначально им планировалось заменить международный аэропорт имени Ниноя Акино, в качестве главного аэропорта страны на фоне плана по закрытию последнего. Кларк в основном обслуживает рейсы авиакомпаний-лоукостеров, взимая более низкий сбор, чем аэропорт имени Ниноя Акино.
Другими важными аэропортами на Филиппинах являются международные аэропорты, расположенные на островах: Себу (Мактан-Себу в г. Лапу-Лапу), Панай (Илоило в муниципалитете Кабатуан провинции Илоило в регионе Западные Висайи), Палаван (Пуэрто-Принсеса в г. Пуэрто-Принсеса), Лусон (международный аэропорт Бикол в Легаспи), Минданао (имени Франсиско Бангоя в г. Давао, Замбоанга в г. Замбоанга; имени генерала Сантоса в г. Хенераль-Сантос).
В стране 3 крупные авиакомпании: Philippine Airlines (1941; национальный перевозчик), Cebu Pacific (1988), Philippines AirAsia (2010; филиппинское отделение малайзийской AirAsia). Центральные офисы всех трёх авиакомпаний расположены в г. Пасай. Помимо них, функционирует ряд более мелких авиаперевозчиков.