Ферраротти Франко
Феррарóтти Фрáнко (Franco Ferrarotti) (род. 7.4.1926, Палаццоло-Верчеллезе, провинция Верчелли), итальянский социолог, почётный профессор Римского университета «Ла Сапиенца».
Окончил Туринский университет. Вёл обширную научную и организаторскую работу по развитию социологии в Италии. В 1961 г. создал первую в стране кафедру социологии, преподавал в итальянских и зарубежных университетах. Основатель (вместе с Н. Аббаньяно) журнала Quaderni di Sociologia (1951). Основные труды Ферраротти посвящены социологическому анализу рабочего движения и маргинальных слоёв общества, социальным конфликтам, проблеме сакрального в современном обществе.
В своих исследованиях Ферраротти применял эволюционно-генетический подход, рассматривая современное состояние изучаемых явлений в сочетании с их социально-исторической подоплёкой («История и повседневность», «La storia e il quotidiano», 1986). Он критически отнёсся к методологической установке социологии классического периода, требовавшей от исследователя дистанцированности от изучаемого объекта. По его мнению, социолог не может быть совершенно беспристрастен в отношении изучаемой им социальной реальности, тем более если сам к ней принадлежит. Неизбежная субъективность оценок и выводов компенсируется глубиной проникновения в исследуемый материал. Наряду с этим Ферраротти считал недопустимым механический перенос аналитического аппарата, выработанного при изучении какого-либо конкретного общества, на исследование другого общества, имеющего иные социокультурные основания и ценностные ориентации («Альтернативная социология», «Una sociologia alternativa», 1972). Традиционно высокое влияние религии в итальянском обществе требовало учитывать роль религиозного фактора в исследуемых социальных процессах.
Методологическим образцом для Ферраротти служило научное наследие М. Вебера (особенно его «Социология религии»), которому он посвятил ряд работ разных лет – «Макс Вебер и судьба разума» («Max Weber e il destino della ragione», 1965), «Макс Вебер и кризис западной цивилизации» («Max Weber and the Crisis of Western Civilization», 1987) и др. Отличительной чертой деятельности Ферраротти стало активное использование эмпирических исследований в социологии религии. В теоретической области основное внимание Ферраротти было направлено на раскрытие социального смысла сакрального в современном обществе («Парадокс сакрального», «Il paradosso del sacro», 1983). По мнению исследователя, сакрализация является постоянной потребностью духовной жизни индивидов – в противоположность институциализированным религиям, которые со временем могут дискредитировать себя и утратить авторитет («Вера без догмы: место религии в постсовременных обществах», «Faith without Dogma: The Place of Religion in Postmodern Societies», 1993). Сакрализация для него выступает как универсальная характеристика человеческой жизни и становится высшим состоянием, определяющим ценностную шкалу общества.