Федосова Надежда Капитоновна
Федо́сова Наде́жда Капито́новна [6(19).4.1911, Москва – 14.12.2000, там же], российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1958).
Родилась в семье дворника поместья князей Голицыных.
В 1926–1928 гг. училась в фабрично-заводском училище при фабрике «Красный текстильщик».
В 1928–1930 гг. работала инструктором массового сектора Центрального парка культуры и отдыха, в 1930–1931 гг. – инструктор пионерского лагеря «Артек» (ныне Международный детский центр «Артек»), в 1931–1932 гг. – старший инструктор Измайловского парка культуры и отдыха. Работа массовика-затейника помогла проявить творческие способности – Федосова танцевала, пела, сочиняла репризы, импровизировала.
В 1938 г. окончила театральное училище при Центральном театре Красной Армии (ныне Центральный академический театр Российской Армии, мастерская А. Д. Попова), в 1938–1941 гг. – в труппе театра. В 1941–1945 гг. – во Втором фронтовом театре Всероссийского театрального общества. В 1945–1946 гг. – в Московском областном драмтеатре.
В 1946–1966 гг. – в Московском театре драмы и комедии (с 1964 – Московский театр на Таганке). Среди ролей: Марьица («Каширская старина» Д. В. Аверкиева), Экстрелья («Звезда Севильи» Л. де Веги, оба спектакля – 1950). Наиболее успешная роль – Комиссар («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1956). До 1963 г., при главном режиссёре А. К. Плотникове, была ведущей актрисой театра. Однако с приходом на должность главного режиссёра Ю. П. Любимова (1964) театр обновился, труппа пополнилась выпускниками Театрального училища имени Б. В. Щукина, и в 1966 г. Федосова приняла решение оставить театр.
В кино дебютировала в 1961 г. в роли работницы Потаповой в фильме «Битва в пути» В. П. Басова. Образ стал знаковым для актрисы – в нём она воплотила судьбу многих будущих своих героинь. В картине «А если это любовь?» (1961) Федосова исполнила роль матери главной героини, чья простодушная доброта легко переходит в тяжёлую злобу, как только нарушаются правила и законы, по которым она живёт. В этих образах прочитывалась биография грубоватых, простых советских женщин, на плечи которых легли все тяготы послереволюционного времени. Актриса сразу запомнилась, в её исполнении открывались сложность и неоднозначность советской ментальности, воплощаемой на экране в тонкой проработке, нюансировке каждой фразы и жеста, зачастую глубже прописанного в драматургии сюжета.
Роль крестьянки, чья изба осенью 1941 г. оказывается на передовом боевом рубеже близ Москвы (фильм «У твоего порога», 1962; приз Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, 1964), в своей почти документальной органичности приобрела символические черты Родины-матери и принесла актрисе заслуженный успех.
После ряда схожих образов второго плана («Вызываем огонь на себя», «Мать и мачеха», «Свет далёкой звезды», все – 1964; «Женщины», 1965; «Неуловимые мстители», «По тонкому льду», оба – 1966) крупной удачей стала роль жалобщицы Аникиной, открыто пишущей доносы на всё, что её не устраивает в жизни («Журналист», 1967). На экране возник отрицательный образ, в основе которого уже не драматическая биография, а глубинное мировоззрение, воспитанное советской властью. Аникина ощущает себя идеальным борцом не просто за правое дело, но за изменение несовершенной человеческой природы. В то же время Федосовой удалось показать неоднозначность героини, вызвав к ней и презрение, и сочувствие. Запоминающиеся образы, созданные актрисой в 1970-х гг., – пожилые колхозницы в мелодрамах «Мачеха» (1973) и «Безотцовщина» (1976).
Федосова разрушала привычные мифологические схемы в осмыслении феномена «простого человека», раскрывая в нём новые, нередко зловещие грани. Однако сетовала, что режиссёры видят её исключительно в одном амплуа, не давая возможности проявить комедийные способности или сыграть роль интеллигентной женщины.
В фильме «Под знаком Красного креста» (1987) сыграла роль, о которой давно мечтала, – добрую, глубоко мыслящую интеллигентную женщину, прожившую большую жизнь. В этом образе проявились и автобиографические черты.
Среди других фильмов с её участием: «Верность матери» (1966); «И никто другой», «Твой современник», «Три дня Виктора Чернышёва» (все – 1967); «Первая любовь», «Люди как реки», «Виринея» (все – 1968); «В лазоревой степи», «Впереди день», «Любовь Яровая» (все – 1970); «Меняю собаку на паровоз», «Такая короткая долгая жизнь» (оба – 1975); «Дом у кольцевой дороги» (1978); «Двое и одна» (1988).