Фанданго
Фанда́нго (исп. fandango), испанский трёхдольный парный танец в оживлённом темпе под аккомпанемент гитары и кастаньет.
В народной традиции обычно сопровождается песенными куплетами, чередующимися с инструментальными фрагментами.
Первые письменные упоминания и записанные образцы фанданго относятся к началу 18 в. Точное происхождение фанданго не установлено. Танец начал своё распространение с юга Испании, и множество его региональных разновидностей имеют названия, связанные с городами Андалусии: малагенья, гранадина, мурсиана. Фанданго, возможно, имеет португальские и даже арабские корни. В 18 в. его описывали как танец, привезённый из Нового Света, но убедительных доказательств этому не найдено.
К середине 18 в. фанданго стало типичным песенно-танцевальным номером в тонадильях, сарсуэлах, сайнетах и других испанских музыкально-сценических жанрах, например, фанданго из сарсуэлы Х. де Небры «Vendado es amor, no es ciego» («Глаза любви завязаны, но она не слепа», 1744).
Многочисленные примеры композиторских фанданго встречаются в инструментальной и сценической музыке 18 в. В частности, это изобретательные клавирные фанданго Д. Скарлатти и А. Солера (оба – с гармоническим и басовым остинато), финал гитарного квинтета D-dur (G.448) Л. Боккерини. В. А. Моцарт в финале 3-го действия оперы «Свадьба Фигаро» использовал фанданго, в основу которого положил фанданго из балета К. В. Глюка «Дон Жуан, или Каменный гость» (1761). Стилизации фанданго встречаются у композиторов 19 в. («Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, фортепианная сюита «Воспоминание об Андалусии» Л. М. Готшалка) и 20 в. («Малага» из сюиты «Иберия» И. Альбениса, «Фанданго при свечах» из сюиты «Гойески» Э. Гранадоса, Танец мельничихи в балете «Треуголка» М. де Фальи и др.).