Эфиопия. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Эфио́пии. В Эфиопии функционируют автомобильный, железнодорожный, внутренний водный и воздушный транспорт. На автомобильный транспорт приходится 90 % перевозок пассажиров и грузов по всей стране. В целом транспортный сектор Эфиопии развит слабо. Такие показатели, как плотность дорожной сети и доля автомобильных дорог с асфальтовым покрытием, значительно уступают не только мировым, но и среднеафриканским значениям. Железнодорожная сеть состоит из 1 линии, соединяющей Аддис-Абебу с морским портом Джибути. Внутренний водный транспорт в своей массе ветхий, инфраструктура нуждается в обновлении и модернизации. Морской транспорт малочислен (2021), однако Эфиопия не имеет выхода к морю, поэтому пользуется морскими портами других стран. Наиболее динамично развивается воздушный транспорт: строятся новые аэропорты и переоборудуются старые, национальная авиакомпания Ethiopian Airlines признана лучшим авиаперевозчиком Африки (в 2017–2019 и 2021).
Автомобильный транспорт
Общая протяжённость автодорог превышает 144 тыс. км (2020; более 110 тыс. в 2014). Плотность дорожного покрытия – 130,9 км / 1000 км2 (в среднем в мире – 394; в среднем по Африке – 204). Доля дорог с асфальтовым покрытием от общей протяжённости дорожной сети составляет 12 % (2019; в среднем в мире – 60 %; в среднем по Африке – 25 %).
Ежегодно увеличивается автобусный парк. В 2014–2020 гг. количество микроавтобусов с числом пассажирских мест от 5 до 11 увеличилось с 18,3 тыс. до 89,7 тыс., автобусов с числом мест от 12 и выше – с 19,3 тыс. до 84,7 тыс. В качестве общественного транспорта широко используются трёхколёсные транспортные средства (моторикши), число которых за тот же период возросло с 49 тыс. до 128,7 тыс.
Функционируют междугородние и городские автобусные маршруты. Количество автобусных маршрутов увеличилось в 2014–2020 гг. со 162 до 225, а количество поездок – с 394 млн до 722 млн.
Услуги городского общественного транспорта доступны в Аддис-Абебе, Адаме, Авассе, Мэкэле, Джимме, Бахр-Даре, Гондэре, Дыре-Дауа, Джиджиге и Дэбрэ-Зэйт (Бишофту). Качество оказываемых общественным транспортом услуг в столице и регионах существенно различается: если в Аддис-Абебе автобусный парк насчитывает более 2,1 тыс. автобусов и 1,7 тыс. единиц такси, то в других крупных городах количество автобусов на два порядка меньше: в Бахр-Даре только 11 автобусов, в Мэкэле – 11, в Дыре-Дауа – 10, в Гондэре – 5 (2020). Среднее время ожидания общественного транспорта в столице – 11 минут (18 минут в 2014), в других крупных городах время ожидания составляет около 3 часов. В сельской местности регулярное автобусное сообщение охватывает только 67 % населённых пунктов.
Около 95 % всех грузов в морские порты сопредельных государств (прежде всего в Джибути) и обратно из морских портов в Эфиопию доставляются автомобильным транспортом. Этим занимаются 284 перевозчика (из них 120 эфиопских). Всего задействовано в этой сфере более 15 тыс. грузовых автомобилей (около 2,5 тыс. грузовых автомобилей, принадлежащих эфиопским компаниям, и около 12,8 тыс. грузовиков других стран); для перевозки жидких грузов используются более 3,1 тыс. автоцистерн (2020). В 2012 эфиопском году (далее – э.г.; 2019/2020 по григорианскому календарю) автомобильным транспортом было перевезено 16,1 млн т грузов.
Безопасность на автомобильных дорогах Эфиопии уступает общемировым показателям. Число смертей в результате ДТП в 2020 г. составило 34,4 на 10 тыс. человек (65 смертей на 10 тыс. человек в 2014), в то время как среднемировое значение – 6,4 смертельных случая на 10 тыс. человек. Кроме того, с 2014 по 2020 гг. выросли общее количество ДТП (от 6,5 тыс. до 6,9 тыс.) и общее количество погибших (от 3,5 тыс. до 4,1 тыс.).
Железнодорожный транспорт
Общая протяжённость железнодорожных путей в Эфиопии составляет 752,7 км (2020). Единственная действующая железнодорожная магистраль страны – железная дорога Аддис-Абеба – Джибути. Существующие мощности позволяют перевозить 120 тыс. пассажиров и 2 млн т грузов ежегодно (2023).
В стадии строительства находятся ещё 2 железнодорожные ветки – Мэкэле – Хара Гебейя протяжённостью 216 км (строительство началось в 2014; по состоянию на 2020 готовность 55 %) и Аваш – Комбольча – Хара Гебейя протяжённостью 392 км (строительство началось в 2015; по состоянию на 2020 готовность составляла 92 %; в результате конфликта в штате Тыграй частично разрушены пути, в феврале 2023 работы возобновлены).
Одним из видов городского общественного транспорта Аддис-Абебы является скоростной трамвай (длина путей 34 км в 2020), запущенный в конце 2015 г. Число перевезённых трамваем пассажиров составляет 29,5 млн человек (2020; 39,6 млн в 2019; 30,1 млн в 2015).
Водный транспорт
Эфиопия не имеет выхода к морю, поэтому использует для экспорта и импорта товаров порты соседних государств – Джибути (98,6 % всех морских грузов), Берберу в Сомали (1,1 %) и Порт-Судан в Судане (0,3 %). Большинство грузов отправляются на экспорт в контейнерах (52 % в 2020; менее 11 % в 2015).
По данным на 2021 г., Эфиопия располагает собственным морским торговым флотом – 12 судов, в том числе 10 многоцелевых общего назначения совокупным дедвейтом 254 тыс. т и 2 нефтяных танкера общей грузоподъёмностью 84 тыс. т.
Внутренние судоходные пути Эфиопии – озеро Тана и река Баро, однако объёмы грузоперевозок речным транспортом незначительны: с 2008 по 2012 э.г. (2015/2016 – 2019/2020) было перевезено 79,4 тыс. т грузов.
Авиационный транспорт
В Эфиопии 57 аэропортов (3 имеют статус международных): 17 с твёрдым покрытием (бетон, асфальт) и 40 – с грунтовым. В 2020 г. число пассажиров международных авиарейсов составило 10,2 млн (5,4 млн в 2014), пассажиров внутренних маршрутов – 2 млн (910 тыс. в 2014). Перевозка грузов посредством воздушного транспорта достигла 2,6 млн т (899 тыс. в 2014). Число внутренних маршрутов за 2014–2020 гг. увеличилось с 20 до 22, а международных – с 91 до 127.
Национальный перевозчик – Ethiopian Airlines. В 2020 г. компания увеличила флот до 116 самолётов (76 в 2014). Ethiopian Airlines работает не только в Эфиопии, но и активно участвует в проектах в других африканских странах: в 2018 г. приобрела 49 % акций чадской авиакомпании, подписала контракт на открытие авиакомпании в Гвинее, объявила о намерении приобрести 20 % акций Эритрейских авиалиний (по данным на середину 2022, вопрос находился на стадии обсуждения).
В Эфиопии действуют также небольшие частные авиакомпании, эксплуатирующие самолёты небольшой вместимости (до 50 пассажиров). Эти перевозчики работают на внутренних авиалиниях, выполняя в основном чартерные рейсы в отдалённые районы страны для нужд дипломатов, частных коммерческих и неправительственных организаций.