Эффект иллюзорной истинности
Эффе́кт иллюзо́рной и́стинности (англ. Illusory truth effect), явление, при котором оценки истинности утверждений смещаются в сторону большей или меньшей истинности под воздействием факторов, не связанных с истинностью утверждений. Изначально эффект иллюзорной истинности был ассоциирован с повторением утверждений (утверждения, предъявляющиеся второй раз, с большей вероятностью оцениваются как истинные, чем новые утверждения), однако позднее было показано, что на оценки истинности влияют и другие факторы, например, контрастность фона и шрифта, которым напечатаны утверждения. Принимая во внимание многообразие источников эффекта иллюзорной истинности, исследователи стали объяснять его через теорию беглости обработки информации.
В 1977 г. Линн Хашер, Дэвид Гоулдстайн и Томас Топпино (Hasher. 1977) опубликовали результаты исследований, в которых сравнивали оценки истинности для утверждений новых и предъявленных повторно. Утверждения могли быть истинными или ложными и были организованы таким образом, что большинство людей не могло сказать наверняка, правда это или нет, хотя и относились к общему знанию (например, «Китайская Народная Республика была основана в 1947 году»). Оказалось, что на оценки истинности утверждений влияет их новизна: предъявленные повторно утверждения с большей вероятностью оценивались как истинные.
В дальнейшем этот эффект был не единожды реплицирован и обобщён. В частности, было показано, что эффект проявляется даже в рамках разовой экспериментальной процедуры, хотя в оригинальных исследованиях перерыв между предъявлениями утверждений был равен двум-трём неделям (Schwartz. 1982). Также было продемонстрировано, что эффект не ограничивается стенами лаборатории и проявляется в естественной обстановке с использованием естественных стимулов (Gigerenzer. 1984).
Поскольку долгое время исследователи индуцировали эффект иллюзорной истинности с помощью повторения утверждений, его объясняли исключительно механизмами памяти. Предполагалось, что в условиях отсутствия достоверной информации в памяти (например, точной даты основания Китайской Народной Республики) оценки истинности выносятся на основании знакомости отдельных элементов утверждений и косвенных знаний (например, о том, что Китайская Народная Республика появилась в послевоенные годы). Однако конкретный механизм такой оценки был неясен.
В 1999 г. Рольф Ребер и Н. Шварц (Reber. 1999) показали, что оценки истинности утверждений могут смещаться не только под влиянием повторного предъявления, но и под влиянием простых перцептивных характеристик стимулов. В эксперименте ложные или истинные утверждения имели либо высокий, либо низкий контраст с фоном. Эта переменная имела значимое влияние на оценки истинности утверждений. Такое расширение границ требовало более общего объяснения, которое было предложено в рамках теории беглости обработки информации. Согласно этой идее, в условиях недостатка релевантной информации для оценки истинности утверждения люди выносят эти оценки, опираясь на лёгкость, с которой информация обрабатывается, т. е. беглость обработки. В экспериментах было показано, что повторное предъявление и высокий контраст действительно повышают беглость обработки и ведут к смещению различных метакогнитивных оценок: истинности утверждений, привлекательности стимулов, знакомости стимулов и т. п. Таким образом, эффект ложной истинности – один из представителей класса так называемых метакогнитивных иллюзий, или, согласно теории беглости обработки информации, ошибок атрибуции – ситуаций, при которых высокая или низкая беглость, вызванная одним фактором (повторное предъявление или высокий контраст), ошибочно атрибутируется целевой оценке (истинности, привлекательности и т. п.).