Дуалистическая монархия
Дуалисти́ческая мона́рхия, вид монархии, в которой власть монарха ограничена сферой исполнительной власти, а право разработки и принятия законов закреплено за парламентом, формально не зависящим от монарха. Дуализм проявляется в существовании двух центров власти – монарха и парламента. Монарх может быть формальным главой исполнительной власти или стоять выше премьер-министра, который в такой властной конфигурации является заместителем главы исполнительной власти, но не монарха. Монарх назначает и отправляет в отставку правительство и отдельных министров, обладает абсолютным либо отлагательным вето в отношении решений парламента, а также представляет государство в международной политике.
Дуалистические монархии представляют собой системы, в которых монархи ограничены конституцией, но как независимые и автономные акторы способны оказывать значительное политическое влияние (Corbett. 2017. P. 691). Такие монархии называют исполнительной или полуконституционной монархией, поскольку исполнительная власть осуществляется непосредственно монархом. Также её рассматривают как переходный этап от абсолютной монархии к конституционной (ограниченной) монархии.
Судебная власть традиционно является компетенцией монарха, но он может от неё дистанцироваться, сделав её фактически независимой. Такая конфигурация зависит от степени близости дуалистической монархии к абсолютистским или конституционным идеям. Монарх может издавать указы, имеющие чрезвычайный характер, что ставит их в один ряд с законами. У монарха остаётся право роспуска парламента, что делает парламент политически уязвимым в ситуации конфликта. Назначение новых парламентских выборов может затягиваться по усмотрению монарха, если порядок роспуска и назначения новых выборов не прописаны в конституции.
Подавляющее большинство дуалистических монархий возникли в 19 в., в период буржуазно-демократических революций или на их волне, когда подданные начали выступать за ограничение абсолютной власти монарха, но не желали превращения монаршей власти в сугубо церемониальные ритуалы по типу конституционных монархий.
Феномен дуалистической монархии остаётся дискуссионным: в политологическом сообществе отсутствует как устоявшийся подход к его пониманию, так и общепринятый список дуалистических монархий. Хотя многие политологи относят к современным дуалистическим монархиям Кувейт, Лихтенштейн, Монако, Иорданию, Марокко, Эсватини, Бахрейн и Тонга, есть также мнение что «в современном мире дуалистических монархий в "чистом" виде не существует» (Михалёва. 2017).
Дискуссионным остаётся тезис о переходном характере дуалистической монархии – от абсолютной к конституционной монархии, поскольку дуалистические монархии начали формироваться в качестве реакции на неприятие абсолютной власти монарха и запроса на ограничение его прав со стороны общества.
Подотчётность правительства является вторым дискуссионным вопросом. В подавляющем большинстве дуалистических монархий правительство подотчётно монарху, являясь институциональным продолжением его воли.
Российский политический философ А. Н. Медушевский, анализируя природу дуалистического правления как в монархии, так и в республике, отмечает, что «данная форма правления, включала два центра власти – парламент и монарха, причём правительство оказывалось в двойном подчинении им обоим» (Медушевский. 2008. С. 70), монарху и парламенту. В политической науке существует, таким образом, 3 подхода к подотчётности правительства – монарху, парламенту или двойному подчинению.