Дриль Дмитрий Андреевич
Дриль Дми́трий Андре́евич [14(26).3.1846, Санкт-Петербург – 1(14).11.1910, там же], российский учёный-криминолог, магистр уголовного права, основатель русской ветви уголовно-антропологической школы, общественный деятель.
Биография
Родился в дворянской семье, которая обладала несколькими имениями в Тульской и Рязанской губерниях. В детстве Дриль не получал должного внимания со стороны родителей и родственников, что повлияло на его дальнейшее отношение к детям в тяжёлых жизненных ситуациях. Окончил Орловскую гимназию (1868).
С 1868 по 1873 гг. обучался на юридическом факультете Московского университета. На отлично сдал магистерские экзамены по уголовному праву (1878). После окончания юридического факультета оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре уголовного права; в это же время посещал лекции и занятия на медицинском факультете Московского университета (но не окончил его). Занимал должность стороннего преподавателя уголовного права юридического факультета Московского университета (1878–1879).
С 1879 г. сотрудничал с журналом «Юридический вестник» и газетой «Русские ведомости»; также публиковался в журналах «Русская мысль», «Критическое обозрение», «Вестник воспитания» и газетах «Русский курьер», «Московский телеграф», «Земство». Занимал пост податного инспектора в Москве.
В 1881–1883 гг. был отправлен в зарубежную командировку для подготовки к профессорскому званию. В 1883 г. вернулся для написания магистерской диссертации «Малолетние преступники». Первые главы диссертации, опубликованные в 1884 г. в «Юридическом вестнике», были встречены негативно профессорами юридического факультета Московского университета. Представленная к защите в Московском университете работа не была допущена к защите. Официальной причиной было несоответствие её содержания профильной тематике юридического факультета. В результате Дриль защищался на юридическом факультете Харьковского университета. В 1884 г. получил учёную степень магистра уголовного права. Взгляд Дриля на преступников с точки зрения антропологии не был поддержан консервативными профессорами факультета Московского университета, что отразилось на его карьере. Факультет хотел пригласить Дмитрия Андреевича лектором по уголовному праву, но министерство выпустило запрет на его преподавательскую деятельность.
В 1892 г. после назначения старшим инспектором (ревизором по податной части при департаменте окладных сборов) переехал в Санкт-Петербург.
С 1894 г. Дриль стал чиновником особых поручений в Министерстве юстиции. Затем членом комиссии статс-секретаря К. К. Грота по пересмотру законов об общественном призрении. В 1896 г. был командирован в Сибирь, на о. Сахалин и во Францию для изучения каторги и ссылки. В 1897–1910 гг. занимал пост руководителя воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних при Главном тюремном управлении. Подготовил проекты законов от 2(14) июня 1897 г. о судимости и наказуемости несовершеннолетних в возрасте 10–17 лет и от 19 апреля (2 мая) 1909 г. о воспитательно-исправительных заведениях.
Был участником пяти съездов представителей воспитательно-исправительных заведений (1890–1911). В 1900 г. Дриль создал в Москве и Санкт-Петербурге комиссии по организации медицинских и педагогических наблюдений за воспитанниками исправительных заведений. Участник 3-го конгресса общественного призрения и частной благотворительности в Париже (1900).
В 1903 г. образовал вместе с М. Е. Ковалевским и М. Н. Нижегородцевым «Товарищество устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения». Стал инициатором постройки «Га́ванского рабочего городка» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге (открыт в 1906, с 1910 носил имя Дриля).
В 1907 г. вместе с В. М. Бехтеревым основал Психоневрологический институт, где начал разработку курса «Судебная психология». Через год в составе этого института открылся Криминологический институт (1908), работа которого была сосредоточена на изучении социальных и личностных аспектов преступной деятельности. Дриль начал преподавать только в конце жизни. В Криминологическом институте (в сентябре – октябре 1910) читал специальные курсы о преступности как социальном явлении и мерах борьбы с ней.
В 1909 г. организовал первый русский конгресс по борьбе с алкоголизмом. Был участником 1-го съезда по защите женщин (1910) и 1-го Всероссийского съезда деятелей по общественному и частному призрению (1910).
Умер в 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен там же, на Волковском православном кладбище. В память о Дриле был назван Га́ванский рабочий городок. На фасадах зданий городка установлены мемориальные таблички, посвящённые Дрилю. Также был изготовлен его бронзовый бюст, но он не сохранился до наших дней.
Научная деятельность
Во время обучения Дриля на юридическом факультете среди юристов преобладала классическая парадигма объяснения поведения преступника: люди совершают преступления по своему злому умыслу. Дриль задумался над тем, что факт преступления может быть связан с совокупностью наследственных и социальных факторов, влияющих на поведение человека. Он предложил пересмотреть систему наказания – не пытаться карать за преступление, а выбрать путь перевоспитания. Согласно воззрениям Дриля, при работе с преступником должны учитываться его психофизиологические и психические особенности.
Сам Дриль не относил себя к антропологической школе. Он был скорее представителем социологического течения в уголовном праве и предлагал назвать школу социально-антропологической. Сейчас школу, в основу которой легли идеи Дриля, обычно называют русской ветвью уголовно-антропологической школы. В Западной Европе уже существовала своя антропологическая школа, созданная Ч. Ломброзо. Однако Дриль критиковал некоторые её положения: например, феномен атавизма, принятую типологизацию преступников, объяснение поведения преступника исключительно через социальные факторы, карательную систему наказания и т. д.
В 1892 г. на Брюссельском конгрессе Дриль сформулировал семь позитивных принципов уголовно-антропологической школы (Дриль. 1895, цит. по Голосенко. 2002):
1. Цель наказания – ограждение преступников, а не возмездие и месть.
2. Для изучения преступников необходимо применять точные научные методы.
3. Преступление – результат взаимодействия антропологического и социологического аспектов: психофизических особенностей преступника и внешних социальных причин.
4. Преступник рассматривается как тот, кто неспособен приспособиться к существованию в легальных формах.
5. Причины преступления делятся на три группы:
а) ближайшие причины, связанные с «психофизическим оскудением»;
б) более отдалённые причины – внешние социальные условия, которые влияют на возникновение и закрепление ближайших причин;
в) предрасполагающие причины, которые усиливают влияние психофизических особенностей, что в итоге способствует совершению преступления.
6. Преступление должно изучаться с точки зрения общественного явления без морализаторства и теологического взгляда.
7. Меры репрессии зависят от результата изучения индивидуальных особенностей преступника.
Согласно Дрилю, предмет прикладного уголовного права – сам преступник и особенности его преступности, т. е. такого более или менее стойкого внутреннего состояния, которое при наличии внешних условий предрасполагает и настраивает человека на совершение преступления.
Основные труды Дриля:
«Малолетние преступники» (Дриль. 1884);
«Психофизические типы и их соотношение с преступностью и ее разновидностями (Частная психология преступности)» (Дриль. 1890);
«Преступность и преступники: Уголовно-психологические этюды» (Дриль. 1895);
«Ссылка и каторга в России: из личных наблюдений во время поездки в Приамурский край и Сибирь» (Дриль. 1898);
«Бродяжество и нищенство и меры борьбы с ними» (Дриль. 1899);
«Ссылка во Франции и России: из личных наблюдений во время поездки в Новую Каледонию, на о. Сахалин, в Приамурский край и Сибирь» (Дриль. 1899).
Труды Дриля стали основой для развития российской юридической психологии.