Антропологическая школа уголовного права
Антропологи́ческая шко́ла уголо́вного пра́ва, направление в теории уголовного права, утверждающее, что преступность – явление биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. Возникла в 1870-х гг. Основоположник – итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо (отсюда другое название – ломброзианство); он считал, что преступник – это особый биологический тип: тот или иной человек рождается преступником и не может быть исправлен. Ч. Ломброзо и его последователи (итальянские учёные Э. Ферри и Р. Гарофало) на основе многочисленных измерений и описаний выделили якобы присущие преступникам характерные черты – т. н. стигматы преступности (для убийц, например, характерны большие скулы и челюсть, длинные зубы, тонкие губы, орлиный нос; ворам присущи бегающие глаза, редкая борода; у совершающих половые преступления – толстые губы, длинные волосы и т. д.).
Появление антропологического направления в уголовном праве было связано с ростом преступности, особенно профессиональной, и неспособностью представителей классической школы уголовного права предложить необходимые меры для борьбы с ней. Исходя из теории врождённого и неисправимого преступника, Ч. Ломброзо и его последователи предлагали упразднить суд и заменить его специальными административными органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человека» и решать вопрос о мерах безопасности (но не наказания), которые должны быть применены к нему.
Особенно ярко проявилась эта теория в оценках и рекомендациях в связи с революционной борьбой 19 в. Например, в книге Ч. Ломброзо и Р. Ласки «Политическая преступность и революция» (1890) авторы пытались доказать, что революционеры, активные деятели Парижской коммуны были прирождёнными преступниками. Чисто биологическими причинами объяснялись женская преступность и проституция. Теория Ч. Ломброзо и его последователей широко использовалась в фашистской Германии для обоснования массовых убийств и репрессий в целях безопасности.
Под влиянием критики антропологическая школа уголовного права претерпевала изменения. Так, со временем Ч. Ломброзо стал признавать влияние на преступность некоторых социальных факторов. В рамках антропологической теории возникали новые течения и направления (т. н. неоломброзианство), но в целом концепция антропологической школы уголовного права сохраняла свою биокриминальную сущность.
Многочисленные научные исследования опровергли воззрения представителей антропологической школы. Тем не менее её идеи используются в различных биологических и биолого-психологических теориях причин преступности. Делается, например, попытка объяснить причины преступности с чисто генетических позиций, в частности путём использования «близнецового» (установление общности судеб у близнецов-преступников на основе схожести их генетической структуры) и «хромосомного» (наличие у некоторых мужчин такой хромосомной аномалии, как «лишняя» мужская хромосома) методов.
С точки зрения современной юридической науки для понимания преступного поведения человека определяющим является его социальное начало, а медико-биологические характеристики преступника, его психические свойства, аномалии и состояния могут быть важными, но подчинёнными этому началу. См. также статью Социологическая школа уголовного права.