Дренаж и наддув топливных баков летательного аппарата
Дрена́ж и надду́в то́пливных ба́ков лета́тельного аппара́та, поддержание в топливных баках заданного избыточного давления. Система дренажа и наддува – часть топливной системы, включающая устройства и трубопроводы, обеспечивающие сообщение внутренних полостей топливных баков летательного аппарата с атмосферой или источником сжатого газа. Система дренажа и наддува предназначается для обеспечения бескавитационной работы насосов; исключения потерь топлива из-за испарения; обеспечения минимального внутреннего и внешнего давления на стенки баков; регулирования давления воздуха в баках при их заправке топливом и сливе его; выработки топлива из баков давлением сжатого газа.
Различают открытые, закрытые и комбинированные системы дренажа и наддува. В открытой системе надтопливное пространство бака соединяется с окружающей атмосферой и наддув бака осуществляется только от скоростного напора. Открытые системы используются на самолётах с малой высотой полёта. В закрытой системе наддув осуществляется от компрессора двигателя, баллонов со сжатым газом и т. п. Если в закрытую систему встраивается заборник наружного воздуха, то система называется комбинированной. Наибольшее распространение получили закрытые и комбинированные системы дренажа и наддува.
Система дренажа и наддува обычно имеет т. н. линию набора и линию снижения (пикирования). Линия набора обеспечивает сброс избыточного воздуха из верхних точек баков в атмосферу через клапан дренажа, поддерживающий постоянное избыточное давление над атмосферным давлением независимо от высоты полёта. По линии пикирования поступает воздух через задние точки баков в надтопливное пространство при снижении летательного аппарата. Линии набора и снижения рассчитываются по скорости и времени снижения или набора высоты. На некоторых режимах снижения, когда двигатель работает на малом газе и давление за компрессором снижается до значений, не обеспечивающих потребные расходы воздуха, используется заборник наружного воздуха.
Система дренажа и наддува при заправке должна автоматически поддерживать максимальное допустимое давление в баках, при сливе – предохранять баки от разрежения. Если устанавливаются пневмоэлектрические датчики верхних и нижних предельных допустимых давлений, их сигнал является управляющим для открытия предохранительных клапанов или прекращения процессов заправки и слива топлива. Система дренажа и наддува используется в качестве средства выработки топлива дополнительных баков (например, подвесных) путём вытеснения его сжатым газом. Кавитационная защита топливных насосов и предохранение запаса топлива от потерь из-за испарения определяют высотность топливной системы.
При проектировании системы дренажа и наддува существенное влияние на схему, выбор системы и её параметры оказывают требования, предъявляемые к летательному аппарату в целом и к его компоновке.