Драм-н-бейс
Драм-н-бейс (драм-энд-бейс, англ. Drum and bass, Drum&Bass; драм-н-бас, Drum'n'Bass; от drum – барабан и bass – бас), стилистическое направление электронной танцевальной музыки. Возникло в Великобритании в 1-й половине 1990-х гг. Является производным от электронных стилей брейкбит и джангл (англ. jungle – джунгли), которые зародились на полулегальной клубной рейв-сцене крупных английских городов в начале 1990-х гг. Пик популярности драм-н-бейса пришёлся на середину 1990-х гг. К исполнителям этого жанра относятся музыканты Goldie, Andy C, Netsky, Noisia и др.
Джангл был логическим продолжением брейкбита, сохранив его общие черты, но по большей части заменив в композициях сэмплы на сгенерированные синтезатором, драм-машиной или же их программными аналогами «оригинальные» бас и ударные. Джангл находился под наиболее явным влиянием ямайских и связанных с ними танцевальных стилей, таких как даб (dub), дэнсхолл (dancehall) и раггамаффин (raggamuffin), с характерными для них подчёркнуто акцентированными, глубокими и мощными линиями баса. Именно этим объясняется упор джангла на агрессивные, самодостаточные, записанные часто с намеренными искажениями басовые партии.
Драм-н-бейс, сложившийся в самостоятельное направление приблизительно к середине 1990-х гг., унаследовал практически все приёмы и акустические особенности джангла, заметно отклонившись от влияния ямайских стилей. Унифицированного определения и строгого набора отличий драм-н-бейса от джангла в музыкальной литературе не сложилось. Само понятие носит преимущественно субкультурный характер и связано в первую очередь не с музыкой, а с нормативными требованиями участников различных сцен, на которых те или иные музыкальные формы были популярны, что свойственно клубной культуре в целом.
С музыкальной точки зрения драм-н-бейс характеризуется быстрым темпом, отчётливо синкопированной партией ударных и громким, плотным звуком баса. Одной из отличительных черт стиля выступает почти повсеместное использование представителями направления драм-машины TR-808, обладающей чрезвычайно узнаваемым тембром, для имитации звука басового барабана. Другим заметным элементом этой музыки и отчасти субкультурным требованием к ней служит так называемый дроп (англ. drop – ронять, бросать) – момент спада музыки, т. е. резкой ритмической, динамической или тембральной смены, призванной подчеркнуть момент перехода к наиболее агрессивным или, наоборот, мелодичным отрезкам композиции либо обозначить смену трека в миксе.
В силу принадлежности к наиболее маргинальным, подпольным или полуподпольным субкультурным течениям клубной сцены драм-н-бейс остаётся достаточно обезличенным, что объясняет отсутствие среди его исполнителей звёзд в традиционном поп-культурном понимании. Игравшие драм-н-бейс диджеи часто выступали анонимно или под псевдонимами, а MC, сопровождавшие их выступления, рассматривались участниками сцены как второстепенные по отношению к диджеям и продюсерам фигуры, в отличие от, например, хип-хоп-субкультур. В силу этого назвать сколько-нибудь известных или хотя бы ярких исполнителей драм-н-бейса невозможно, несмотря на высокий статус, который многие из них могут иметь внутри субкультур.
К 2000-м гг. диджеи практически перестали его исполнять, что вполне соответствует траектории большинства клубных субкультур, для которых идеологическая актуальность стиля существенно важнее его эстетических, структурных, аффективных и даже рекреационных достоинств.
Драм-н-бейс напрямую повлиял на целый ряд смежных танцевальных и экспериментальных стилей, характерных в первую очередь для британской клубной сцены, таких как биг-бит (big beat), грайм (grime), дабстеп (dubstep) и гэридж (garage). Их основными чертами выступают мощный, объёмный звук, в который часто и намеренно вносятся искажения – как программно, так и в процессе записи. Кроме того, этим стилям присущ определённый агрессивный, угрожающий характер, выраженный как в музыке, так и в поведенческих моделях исполнителей, продиктованных музыкой соответствующих сцен и субкультур.