Диксон Том
Ди́ксон Том (Tom Dixon) (род. 21.5.1959, Сфакс, Тунис), английский промышленный дизайнер.
C 1963 г. живёт в Лондоне. В 1978 г. поступил в Колледж искусств и дизайна Челси, где проучился всего 6 месяцев; иного профессионального образования не получил. В начале 1980-х гг. играл на бас-гитаре в диско-группе Funkapolitan, работал в мультипликационной студии, а также в авторемонтной мастерской. С 1984 г. экспериментировал с металлоломом, исследовал возможности сварки в дизайне, в 1985 г. основал студию Creative Salvage (совместно с Н. Джонсом и М. Брейжер-Джонсом), где занимался изготовлением мебели и светильников ограниченным тиражом в русле постиндустриализма (переход от массового производства к изготовлению единичных предметов) и антиэстетической парадигмы. Внимание публики привлёк «Кухонный стул» из старых сковородок и поварёшек с грубыми сварочными швами, но напоминающий исторические образцы изящным силуэтом (около 1986–1987), а стальной «S-Chair» (около 1986–1987; вскоре получил плетёное покрытие) в 1988 г. был запущен в производство итальянской фирмой Cappellini, что стало поворотным моментом для карьеры Диксона.
В «историческом стиле» оформил интерьер шоколадной лавки Rococo в Лондоне (1985, совместно с декоратором и художником по металлу А. Дюбрёем), создал люстру и капители колонн в ресторане Metropole в Токио (1987).
Среди других объектов: стальная кушетка-качалка «Птица» (1990) и кресло «Пилон» (1990, название – отсылка к опоре линии электропередачи) из тонких металлических прутьев, переплетения которых были также вдохновлены компьютерным программированием и конструкциями мостов; чрезвычайно популярный светильник «Jack» из полупрозрачного пластика (1994; «Jacklight»), который Диксон описывает как предмет для сидения, освещения и штабелирования. Для массового производства «Jack» дизайнер основал компанию Eurolounge (1996). В 1998–2008 гг. Диксон был главой отдела дизайна, затем креативным директором международной сети магазинов мебели и предметов интерьера Habitat, где заказывал проектирование новых товаров выдающимся дизайнерам: братьям Буруллек, В. Пантону и др.
В 2002 г. Диксон основал собственную компанию Tom Dixon, занимающуюся в том числе промышленным производством разработанных им предметов дизайна; одной из первых работ под собственной маркой стала серия «Свежий жир» (2002, «Fresh Fat»), в которую вошли стулья, столы и вазы из сплетённых пластиковых трубок. В 2004–2009 гг. Диксон также занимал должность креативного директора основанной А. Аалто в 1935 г. финской компании Artek, где основное внимание уделял работе с наследием модернизма и экспериментам с древесиной и другими натуральными материалами.
Знаменитыми стали светильники с цветной и нейтральной блестящей поверхностью: «Mirror Ball» (2003–2004), «Copper Shade» (2005; для поверхности использована технология производства солнцезащитных очков), «Beat Light» (2004–2006; поверхность вручную обработана мастерами-чеканщиками Северной Индии), «Melt» (2015; совместно с шведским дизайн-бюро Front).
Свой подход к проектированию Диксон описывает как «дилетантский»: теоретическим знаниям он предпочитает эксперименты с материалами и технологиями. Свой творческий метод он называет «антимода», т. к. стремится создавать вневременные, способные к долгому существованию предметы, которые тем не менее нельзя назвать классическими. Идея доступного высококачественного дизайна воплотилась в проекте Chair Grab, когда во время Лондонского фестиваля дизайна (2006) 500 кресел из пенополистирола были розданы всем желающим на Трафальгарской площади, и в коллекции мебели «Delaktig» для IKEA (2017).
Диксон занимается дизайном интерьера – ресторан Королевской академии художеств, оформленный скульптурами из запасников этого учреждения (2011), отель Mondrian (2014; оба в Лондоне) и другие, а также сценографией и экспозиционным дизайном.
Орден Британской империи (2001), Лондонская медаль дизайна (2019).