Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Де́ти, находя́щиеся в тру́дной жи́зненной ситуа́ции, лица в возрасте до 18 лет, оказавшиеся в опасном положении, полный перечень которых приведён в абзаце 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Закон № 124-ФЗ).
К ним относятся:
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии;
дети – жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети – жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Судебная защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, гарантируется государством (абзац 2 п. 1 ст. 15 Закона № 124-ФЗ).
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с региональным законодательством за исключением детей, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях (п. 1 ст. 15 Закона № 124-ФЗ).
В целях реализации комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. № 404 создан фонд поддержки указанных детей. Также распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г., согласно которой в целях помощи детям осуществляется обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.