Ременная передача
Реме́нная переда́ча (ремённая передача), механизм для передачи вращательного движения с помощью приводного ремня. Ремень охватывает шкивы, один из которых находится на ведущем, а другой – на ведомом валу. По принципу работы различаются передачи трением (большинство передач) и зацеплением (зубчато-ремённые). В зависимости от формы поперечного сечения ремня ременная передача бывает плоскоременной, клиноременной, круглоременной, поликлиноременной, с зубчатым ремнём. Наибольшее распространение в машиностроении находят клиноременные и поликлиноременные передачи (в станках, автотранспортных двигателях и др.). В зависимости от расположения валов и ремня различают ременную передачу: открытую, перекрёстную, полуперекрёстную, угловую, ступенчатую.
Ременные передачи распространены в приводах некоторых сельскохозяйственных и текстильных машин, электрогенераторов, станков и др. Мощность, передаваемая ременной передачей, 30–50 кВт, редко свыше 300 кВт; скорость ремня 5–30 м/с, иногда до 100 м/с. Ременная передача обеспечивает плавность хода, бесшумность, отличается способностью выдерживать перегрузки, с её помощью можно передавать движение на расстояния до 15 м и более. Недостатки – короткий срок службы ремней, большие габаритные размеры, высокая нагрузка на валы и подшипники, непостоянство передаточного отношения (из-за неизбежного проскальзывания ремня).