Денарий Святого Петра
Дена́рий Свято́го Петра́ (грош Святого Петра, лепта Святого Петра; лат. denarius Sancti Petri), в практике Римско-католической церкви вид побора, взимаемый непосредственно в пользу Святого престола в некоторых странах. Возник в Англии, по различным версиям, в конце 7 в., в конце 8 в. или середине 9 в. (под названием Romfeoh или Romscot). Появление этого налога связывают с именами королей Оффы Мерсийского (757–796), Этельвульфа Уэссекского (837, по другим данным, 838 или 839 – 856, по другим данным, 857 или 858) или же Ине Уэссекского (688–726). Вероятно, налог выражал приверженность недавно крещённых англосаксов христианству и преданность кафедре Святого Петра. Денарий Святого Петра, несомненно, существовал в правление Альфреда Великого, в 1-й половине 9 в. непродолжительное время не собирался. Был восстановлен Вильгельмом Ι Завоевателем и продолжал с небольшими перерывами выплачиваться английскими королями вплоть до 1534 г. Однако со временем значение, которое предавала этому сбору римская курия, изменялось. С понтификата Григория VII папы рассматривают денарий Святого Петра как знак подчинения и зависимости плательщиков, тем самым сближая его с другим видом побора – цензом Святого Петра (лат. census Sancti Petri), взимаемым с непосредственных арендаторов земель Святого престола, духовных корпораций, получивших папскую экземпцию, и вассальных государей. В результате этого возникла терминологическая путаница в документах самой римской курии. Со времен Иоанна Безземельного, принёсшего в 1213 г. феодальную присягу Святому престолу и обещавшему помимо «денария» ежегодно выплачивать тысячу марок, английские короли также признают сеньориальный характер побора.
В конце 12 в. обычай выплачивать грош Cвятого Петра (как под именем denarius, так и census) установился на других окраинах западно-христианского мира. Польша выплачивала «денарий» предположительно со времен Казимира Ι. В Дании установление денария Cвятого Петра традиционно приписывается Кнуду Великому, который познакомился с этим обычаем в Англии. По крайней мере, с понтификата Александра ΙΙ (1061–1073) эти выплаты зафиксированы в документах Святого престола. В Норвегии и Швеции выплата «денария» известна с середины 12 в. и, возможно, являлась результатом деятельности английского кардинала Николая Брейкспира (1115–1159) (в будущем папы под именем Адриан IV), бывшего в 1152–1154 гг. папским легатом в Скандинавии. Также обычай выплаты лепты Cвятого Петра был введён на землях, контролируемых Тевтонским орденом.
Ставка «денария» была, как правило, неизменна и составляла 1 денарий (пенни для Англии, пеннинг для Скандинавских стран) с каждого жилого дома. В некоторых случаях сумма, собираемая с отдельного государства, фиксировалась. Так, для Англии она составляла 199 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов. В Англии сбор на местном уровне осуществлялся приходским духовенством (иногда местными сеньорами). Принцип сбора также различался: 1 денарий от каждого свободного держателя, или же держателя, обладавшего определенным имуществом. Местные сборщики, оставляя себе значительную часть излишков, передавали эти суммы архидьяконам, те, в свою очередь (оставив определенную часть себе), – епископам или напрямую папским агентам. Таким образом, Святой престол получал фиксированную и сравнительно незначительную сумму. Со времен Иннокентия III папы пытались добиться от английских королей и духовенства выплаты всех собранных средств, в чем, однако, не преуспели. В понтификат Климента V и Иоанна XXII (1316–1334) папским сборщикам было велено взимать все собранные в качестве «денария» средства, однако английское духовенство при поддержке королевской власти сопротивлялось столь яростно, что Святому престолу пришлось отступиться от своего намерения и удовольствоваться традиционной суммой.
О процессе сбора лепты Cвятого Петра в других королевствах известно намного меньше. Суммы «денария» в Польше и странах Скандинавии не были закреплены. В среднем Святой Престол получал от этих стран по 100–200 марок в год. Таким образом, «денарий» для папства составлял лишь незначительную статью дохода. После того как в 16 в. почти все страны, платившие грош Cвятого Петра, отпали от Католической церкви в ходе Реформации, его сборы прекратились. В оставшейся католической Польше отмены «денария» добился король Сигизмунд Ι, обратив средства от него на оборону от турок.
Возрождение денария Cвятого Петра произошло в 1860-х гг. благодаря инициативе католиков-мирян (в Англии, затем также в Бельгии, Франции и Австрии), добровольно посылающих Святому престолу через апостольских нунциев денежные средства для поддержки папства, экономика которого была расшатана итальянским Рисорджименто. Папа Пий ΙΧ (1846–1878) энцикликой «Saepe venerabilis» (5.8.1871) одобрил взимание денария Cвятого Петра и закрепил его в виде добровольного сбора, которым все миряне и «иные люди доброй воли» могут финансово поддержать Святой престол. Распоряжение средствами, собранными в качестве «денария» в течение конца 19 – 1-й половине 20 вв., переходило в ведение различных дикастерий и комиссий римской курии, пока в 1949 г. не оказалось подответственно Институту религиозных дел. Средства, поступающие от сбора «денария» в настоящее время используются Святым престолом в целях благотворительности.