Данилов Михаил Александрович
Дани́лов Михаи́л Алекса́ндрович [13(25).4.1899, деревня Васильевщина Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне Гдовского района, Псковской области – 25.11.1973, Москва], российский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1959). Окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института имени Н. А. Некрасова (1924) и Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (1928). С 1918 г. преподавал в Язвинской школе Гдовского уезда Петроградской губернии. С 1931 г. на научно-педагогической работе в Москве и Смоленске; в 1944–1973 гг. в НИИ общей педагогики Академии педагогических наук. В 1940–1960-х гг. сформулировал ряд концептуальных положений, получивших развитие в дидактических исследованиях 1960–1980-х гг.: направленность обучения на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности и др. Раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы и основные противоречия. Выдвинул идею создания методологии педагогики как самостоятельной отрасли педагогического знания, обосновал её задачи, структуру, связь со смежными науками.
Данилов возродил понятие «педагогический процесс», вошедшее в отечественную педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диалектической природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному педагогическому мышлению, сориентированному на педагогическое руководство как «целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся», противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся. Многие идеи Данилова не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиционной педагогикой и были реализованы лишь в 1990-х гг., в частности, идеи «педагогики сотрудничества».